Исторические фильмы - сложная штука. Трудно их снимать - дорогостоящо, непонятно и много читать специальной литературы приходится. Но не это самое страшное, куда хуже соблазн, подстерегающий режиссера сотоварищи - впасть в глубокий пафос либо заняться агитпропом за деньги. Тут можно вспомнить и ужасного "Сибирского цирюльника" Михалкова, и несчастные " Хотиненко, и симптоматического "Слугу государева" Ряскова. Да разве осудишь кинодеятелей? Каждый хочет или попасть в историю, или творить ее...
История вообще плодородная почва для фантазий, внушений и манипуляций. Не даром в ныне такие ностальгические времена СССР исторические факультеты тихонько считались идеологическими - именно потому, что как раз там и приходило чувство, что история рукотворна и подобна конструктору - как сложишь, так и видят. Так и верят.
Создатели "Адмирала", кажется, не ставили такой уж откровенной задачи что-либо внушить зрителю. По крайней мере, это точно не лежит на поверхности. Наоборот: "Адмиралъ" определяется как любовная драма на фоне бурных исторических событий. Возможно, если бы режиссер всё-таки остановился на каком-то одном аспекте, фильм получился бы более удачным.
Это, собственно, главный просчет - погнавшись за двумя зайцами, немного растеряли суть. И излишне увлеклись упрощением - также, к слову, зря. Но объяснение-то лежит на поверхности: что нужно родному зрителю, вскормленному "Огнем любви", "Принцессой цирка", "Ранетками" и "Кадетством"? Что, неужели суровая драма, реальная история либо, может, сказка, отчаянно философская? Да ради бога! Кто же это глядеть будет! Будьте проще, режиссер, и к вам потянутся люди!
Можно долго возражать, что для фильма (ну и что, что заявленного историческим?) все эти нюансы и достоверности не важны, глупость это и шелуха, главное - настроение, бла-бла-бла. Нет, к счастью, мелочи и дотошности пока важны, нередко они становятся лицом. Просто чтобы их создать, надо обладать определенным талантом, которого не сыскать и не воспитать. Нужно ждать, пока родится.
Хорошо хоть, что актеры на земле русской уже начали после периода затишья родится талантливые. Вот Константин Хабенский бесподобен. Возможно, слишком сильно уставший. Возможно, не лишенный пафоса. Возможно, слишком молодой и красивый. Но его уникальная способность превращаться, мимикрировать и изменять обстановку вокруг себя дорогостоящо стоит. Да и вообще, как это постоянно случается, для эпохального проекта пригласили эпохальных актеров: под стать Хабенскому и Безруков, которому удалось оторваться от образа деревенского участкового с есенинскими дежа-вю. Виктор Вержбицкий - замечателен, Бероев - вполне, Ковальчук - сносна, но вот Лиза Боярская ...
Если фильм не так об истории и временах, а больше о любви к женщине, почему эта женщина - кукла? Наверное, ни одна из современных актрис не подходит на роль Анны Васильевны Тимиревой до такой степени идеально: глаза Боярской, губы, волосы - она вроде сошла с литографии начала двадцатого века. Платьица и шляпки, зонтик, книжка - ах, как они дополняют образ! Пустые глаза, нерушимое лицо, ломаные движения и деланные слова - они уничтожают не только Анну Васильевну, но и половину фильма. До такой степени сильно хотелось сохранить трио Хабенский-Безруков-Боярская, что решили не обращать внимания на откровенную профнепригодность Елизаветы? Почему исторические ошибки создатели мотивируют тем, что лента о любви, а откровенно сорванную любовную линию объясняют исторической основой ленты?
Российское кино не перестало быть диагнозом. Родные и любимые кинотворцы не перестали от фильма к фильму повторно и в непременном порядке снимать "киношедевры" и "мегапрорывы" - вот что ни лента, так находка! Пророчество! "Ну, наконец-то"! Либо даже так: "Вот, вот! и мы можем не хуже, чем у них"! В погоне за очередным "самым великим" теряется элементарно хорошее и качественное. И даже как-то страшно вновь видеть на афише крупными буквами "Прорыв"...
Озвученный общегосударственный подъем с колен все сильнее и сильнее проявляется в искусстве синема - видите, уже отправились историю вспоминать. Только, боюсь, если они для следующего проекта не пригласят Хабенского, писать-то будет не о чем.
Фильм "Адмирал" шикарный от него не возможно отвести взгляда, когда смотришь, правда лично моё мнение, очень впечатлила молитва на корабле, когда проходили мины. Да и игра актеров великолепна. Браво!
Касательно Адмирала - не совсем поняла, какова была вообще цель фильма.
Мне кажется, если бы они закончили моментом, где Колчак еще побеждал, и где люди на него чуть не молились, а потом в конце сказали, что в таком-то году Колчак был расстрелян, было бы больше эффекта. Ну, таково мое мнение.