2 Сен 2009 13:12 asana писав(ла): а давайте возьмем конкретику.
Вы мама пришедшая с работы часов в 8. Ваш ребенок еще не садился за руки. Ваша реакция? Ваши действия?
Мне сложно смоделировать, т.е. я могу представить, как я себя бы вела, но не могу сказать, как это будет в реальности, мой ребенок еще маленький и я не работаю, вернее, не работаю вне дома.
Но я могу вспомнить аналогичную ситуацию с собой:
Ну, раз я еще не села за уроки, наверное, весь день была в музыкалке, или ходила к подружке и мы гуляли, потом занималась своими делами, или читала какую-то очень интересную книгу, некогда мне было, наверное, забыла про уроки, да и неохота было. Потом приходит мама и я только глядя на нее, вспоминаю, что надо бы сделать уроки, я бегом сажусь за свой стол и чет там пишу и читаю. Мама заглядывает ко мне: "Ты че тут делаешь? Уроки? Ну-ну. Давай заканчивай, я пирожных купила"
Как-то так...
Не было у нас в семье трагедии, если я не сделала уроки. Даже когда мне поставили 3 раза подряд двойки по физике в 6-м классе, за то, что я не подготовилась. Маму это только удивило и даже рассмешило (или может быть она сделала вид, что это ее рассмешило, не знаю).
Причем логика у меня, помню была следующая. Первый раз меня вызвали и я была не готова - двойка. На следующий раз я "логично рассудила" , что раз меня вызывали в прошлый раз, то в этот раз не будут вызывать и, разумеется, не готовилась (а смысл?), но у учительницы была другая логика, и она меня вызвала, чтобы я исправила оценку. Вторая двойка. Точно по такой же схеме я получила третью двойку и только потом поняла, что надо бы готовиться, а то двоек будет очень много. И у же на следующем уроке получила пятерку. 1 відвідувач подякували Anfisa за цей допис
Вот еще попробовала смоделировать.
Я думаю, что контроль в моем исполнении за уроками выглядел бы примерно так же, как я сейчас "контролирую" помыл ли ребенок руки и почистил ли зубы. Когда я еще только учила ребенка в 2 года самостоятельно мыть руки, мы просто мыли руки вместе. Т.е. я мыла себе, а он мыл себе. Но я не мыла ему руки. Теперь у нас в семье этот вопрос даже не обсуждается. Мыть руки - это нечто естественное, оно всегда подразумевается. Я говорю - идите кушать, и ребенок идет и моет руки, а потом садится за стол. Я знаю, что он иногда халтурит и не всегда моет руки тщательно, это зависит от того, торопится он или нет. Но мне облом постоянно следить за ним, и поэтому я могу только иногда при нем сказать: "А чего это у нас такое грязное полотенце? Может быть кто-то плохо моет руки? Ты ведь хорошо моешь руки? Я знаю, ты их моешь, потому что на руках микробы, если они попадут в рот, то можно заболеть". Без намеков и пристальных взглядом на него, т.е. я не показываю, что я знаю, кто плохо моет руки.
И я не вижу трагедии в том, что пара-тройка "микробов" таки не смоются мылом, а останутся на руках.
Или как с нашей работой. Когда мама или папа работают, нам нельзя мешать. Может быть, мы так и будем делать уроки. Я буду садиться за свою работу, а ребенок - за свою. И все будут знать, что сейчас мы заняты делом и нам нельзя мешать. Каждый будет заниматься своим делом, а потом мы вместе будем играть. Если ребенок захочет похвастаться своей работой, я посмотрю и похвалю. Короче, посмотрим.
Т.е. я думаю, что с моей стороны будет такой постоянный ненавязчивый фон о том, что учиться - это полезно, о том, какие выгоды дает учеба и знания, что это сам-собой разумеющееся, но даже если ребенок начнет халтурить, я, скорее всего, не буду с этим активно бороться и на чем-то настаивать. Во всяком случае так я буду вести себя со старшим ребенком, зная его характер - он очень плохо реагирует на любые, даже очень легкие и в ласковой форме попытки давления и навязывания, не действуют на него и уговоры, типа "ради меня", "если ты меня любишь" и т.п., и даже попытки договориться - ты делаешь то-то, а за это получаешь то-то - тоже не дадут хорошего результата, проверено. Он будет делать только то, что хочет, что понял, что сам выбрал, к чему он психологически готов, и что у него более-менее получается.
А на это я могу влиять только таким вот ненавязчивым фоном, как я описала, когда любая и в любое время сказанная фраза имеет свои последствия, и я вижу эти последствия и поэтому стараюсь вообще не произносить того, что, на мой взгляд, может посеять нехорошие семена в моем ребенке. Это у меня происходит автоматически, как-то само собой. Наверное, это тоже своеобразная форма контроля, но мне это не кажется контролем.
С моей стороны я считаю важным обеспечить ребенка всем необходимым - книги, в которых он видит какие-то образцы для себя, азбука, пяльцы-иголка-нитка (чет его пробило в последнее время вышивать), бумага, клей и т.п. и показать, как и что делать, если он меня попросит об этом.
2 Сен 2009 14:33 Anfisa писав(ла): Вот еще попробовала смоделировать.
Я думаю, что контроль в моем исполнении за уроками выглядел бы примерно так же, как я сейчас "контролирую" помыл ли ребенок руки и почистил ли зубы. Когда я еще только учила ребенка в 2 года самостоятельно мыть руки, мы просто мыли руки вместе. Т.е. я мыла себе, а он мыл себе. Но я не мыла ему руки. Теперь у нас в семье этот вопрос даже не обсуждается. Мыть руки - это нечто естественное, оно всегда подразумевается. Я говорю - идите кушать, и ребенок идет и моет руки, а потом садится за стол. Я знаю, что он иногда халтурит и не всегда моет руки тщательно, это зависит от того, торопится он или нет. Но мне облом постоянно следить за ним, и поэтому я могу только иногда при нем сказать: "А чего это у нас такое грязное полотенце? Может быть кто-то плохо моет руки? Ты ведь хорошо моешь руки? Я знаю, ты их моешь, потому что на руках микробы, если они попадут в рот, то можно заболеть". Без намеков и пристальных взглядом на него, т.е. я не показываю, что я знаю, кто плохо моет руки.
И я не вижу трагедии в том, что пара-тройка "микробов" таки не смоются мылом, а останутся на руках.
Или как с нашей работой. Когда мама или папа работают, нам нельзя мешать. Может быть, мы так и будем делать уроки. Я буду садиться за свою работу, а ребенок - за свою. И все будут знать, что сейчас мы заняты делом и нам нельзя мешать. Каждый будет заниматься своим делом, а потом мы вместе будем играть. Если ребенок захочет похвастаться своей работой, я посмотрю и похвалю. Короче, посмотрим.
Т.е. я думаю, что с моей стороны будет такой постоянный ненавязчивый фон о том, что учиться - это полезно, о том, какие выгоды дает учеба и знания, что это сам-собой разумеющееся, но даже если ребенок начнет халтурить, я, скорее всего, не буду с этим активно бороться и на чем-то настаивать. Во всяком случае так я буду вести себя со старшим ребенком, зная его характер - он очень плохо реагирует на любые, даже очень легкие и в ласковой форме попытки давления и навязывания, не действуют на него и уговоры, типа "ради меня", "если ты меня любишь" и т.п., и даже попытки договориться - ты делаешь то-то, а за это получаешь то-то - тоже не дадут хорошего результата, проверено. Он будет делать только то, что хочет, что понял, что сам выбрал, к чему он психологически готов, и что у него более-менее получается.
А на это я могу влиять только таким вот ненавязчивым фоном, как я описала, когда любая и в любое время сказанная фраза имеет свои последствия, и я вижу эти последствия и поэтому стараюсь вообще не произносить того, что, на мой взгляд, может посеять нехорошие семена в моем ребенке. Это у меня происходит автоматически, как-то само собой. Наверное, это тоже своеобразная форма контроля, но мне это не кажется контролем.
С моей стороны я считаю важным обеспечить ребенка всем необходимым - книги, в которых он видит какие-то образцы для себя, азбука, пяльцы-иголка-нитка (чет его пробило в последнее время вышивать), бумага, клей и т.п. и показать, как и что делать, если он меня попросит об этом.
все очень верно...в теории.
пока мой ребенок не пошел в школу, я считала точь-в точь как Вы. И про " у каждого свое дело и главное друг другу не мешать", и про ненавязчивый фон.
кстати, в плане гигиены я всегда вела себя и веду точно так же как Вы. В плане питания тоже.
2 Сен 2009 16:05 asana писав(ла): все очень верно...в теории.
пока мой ребенок не пошел в школу, я считала точь-в точь как Вы. И про " у каждого свое дело и главное друг другу не мешать", и про ненавязчивый фон.
кстати, в плане гигиены я всегда вела себя и веду точно так же как Вы. В плане питания тоже.
Ну, значит, посмотрим. Мой папа (бывший директор школы, сейчас он 2 года на пенсии) говорит, что в последние годы в школах очень сложная программа для младшеклассников и что невозможно оставаться нормальным здоровым ребенком и выполнять все эти требования, потому что нагрузки на психику детей в школах колоссальные. Очень у многих падает зрение в первые годы. Не знаю, как я себя буду вести, когда мои дети пойдут в школу. В принципе, мы с мужем рассчитывали, когда уезжали из Киева, что здесь у нас в деревне требования к школьникам существенно ниже, чем в городе. Посмотрим.
2 Сен 2009 13:12 asana писав(ла): а давайте возьмем конкретику.
Вы мама пришедшая с работы часов в 8. Ваш ребенок еще не садился за руки. Ваша реакция? Ваши действия?
Интересно, прежде всего, в связи с чем я бы узнала об этом?
Допустим, мы куда-то собираемся или вдруг решили кино посмотреть.
Тогда могла бы спросить: «А с уроками всё уже?»
Если оказывается «Неа», наверное, спрошу: «Чё так затянула-то? Ну вот… что делать будем теперь?».
И если дочь, старательно делая убедительный вид, попросит: «Мааа, ну ерунда какая, ничего страшного не случится, меня завтра вообще не спросят, пошли, а?», я, скорее всего, оставлю этот вопрос на её усмотрение.
У меня в целом позиция такая: делать всё ровно и правильно, как требуется, невозможно. Да и, по большому счёту, многие из школьных требований настолько… лишние и даже странные, выразимся мягко.
Если упёрто «по-правдашнему» делать всё-всё… жить-то когда? Читать, гулять, бездельничать, общаться? Ещё ведь дополнительные нагрузки есть у каждого ребёнка, для них тоже время необходимо. А ещё бывают дни, когда совсем всё валится из рук… и просто надо забить на всё.
Но надо не выпускать в общем и главном из-под контроля ситуацию, вот и всё.
В зависимости от цели. Цели ведь, согласитесь, тоже разные. Одни непременно идут на медаль, другим лишь бы аттестат был.
Крайности такие редки, конечно. У большинства эта цель укладывается примерно в следующее: «по мере сил и способностей, без лишнего стресса, но без троек, закончить 11 классов и поступить в выбранный вуз».
Только не спрашивайте, на основе каких статистических данных я смею обобщать это «большинство».
Давайте без формализма, а? Можно подумать, к участию в дискуссии на форуме принимаются лишь специалисты и непременно – с фактическими результатами исследований на руках… Прям аж… ладно, не буду.
Теперь такой аспект. Закономерно следующий из вышеозвученной позиции.
А не бывало ли так, что дочь в столь вольно организованном процессе «отбивалась от рук»?
Отвечаю: бывало.
Периодически возникали моменты, когда ребёнок переоценивал свои возможности благополучно решить на минимуме трудозатрат ситуацию.
Тогда, как правило, до меня это доходило – в виде звонка учительницы или трояка за четверть, например.
Ну что тогда? Ничего, коррекция.
Начинаем разговор сначала.
- Я не пойму, почему я вынуждена выслушивать от Ирины Владимировны эти жалобы. Оно мне надо?
- Нет.
- Ну так избавь меня от них. Или скажи: ок, всё изменилось. Я теперь вовсе не стремлюсь к тому образованию, на которое настраивалась.
- Почему это не стремлюсь?
- Ну как «почему»… При таких проблемах вообще-то и до старших классов можно не дотянуть, после 9-го скинут как балласт, и всё. Надо ж понимать, что если ты допускаешь такой риск, готовь запасные ситуации в виде образования в техникуме, что ли.
- Да не хочу я ни в какой техникум.
- … Ты противоречие видишь?
- Вижу… я всё исправлю. Ты не волнуйся.
- Да я не волнуюсь, я просто не знаю, что отвечать. Или я говорю: Ирин Владимна, да бог с ней, с этой проблемой, не вопрос, мы вообще в училище идём. Или я не получаю таких звонков просто. А то мямлю в трубку: «ой, я не в курсе, я узнаю…». Понятно?
- Да.
- Помощь нужна?
- Нет, справлюсь.
- Давай.
После таких «проколов» дочь собиралась и действительно справлялась.
И усваивала урок на будущее. Училась балансу выполнения требований с минимализацией собственных усилий. А это важно, и не только для школы.
Я вовсе не уверена, правильна ли такая позиция. И уж точно она не для всех.
Но я честно озвучиваю как есть. И сама я училась точно также.
То есть всегда смотрела на школьные предметы в таком ракурсе: что мне надо делать, чтобы вытянуть учебный курс и выглядеть достойно, но не перетрудиться?
И если это русский (например) – тут всё просто. Есть адекватная учительница Мария Анисимовна, которой один раз необходимо донести простую мысль: НЕ НАДО меня спрашивать на уроках. У Вас ещё 30 учеников, на которых тратьте свои усилия и время. А я итак напишу диктант на пятёрку, Мария Анисимовна.
И все школьные годы меня ни разу не спрашивали ни одно правило по русскому языку. Я их и не учила, соответственно. Учебник не открывала фактически.
А вот, например, физика. По которой я, хоть 8 раз прочитай один параграф, примерно так же ниччё не понимаю. Значит, тут совсем другие усилия нужны. И кто-то, кто может самые сложные неподдающиеся моменты объяснить. На крайняк, где безопасно, можно и списать – лабораторку какую-нить. Всё равно ж, к счастью, физика мне после школы не пригодится. Но внимание сейчас к этому слабому месту – повышенное.
А вот история… Эту тему даже читать не буду, я у Пикуля много про этот период читала, напою чтонить, если спросят. А даты перед уроком быстренько посмотрю, запомню парочку для убедительности…
Ну и т.д.
Нормально отучилась, медаль у меня. Мир, отстань, а? Спасайся сам, не маленький...
4 відвідувача подякували Zoja за цей допис
Колоссальные - не то слово(((( У меня сын окончил гимназию - там столько задавали, что если делать от и до, то можно сидеть часами. А в выпускных классах нагрузка больше, чем была у нас в универе. Мы подумали - подумали и решили младшую так не напрягать, потому что я осознала, что угроблю ребенку и детство и ее любимое занятие - спорт, отдала в национальную школу. Учимся по обычной программе плюс карельский, финский, шведский и фольклор. Ребенок не устает. очень довольна.
2 Сен 2009 16:19 Fri-ja писав(ла): плюс карельский, финский, шведский и фольклор. Ребенок не устает.
Фигасе "слабенькая" нагрузочка...
Финно-угорская группа языков одной из самых сложных в освоении считается.
Плюс ко всему два скандинавских языка трудно учить вместе. Там заимствований много, но они очень разные при том.
Да ещё карельский... Да, наверное, ещё какой-нибудь базовый романо-германский по обычной школьной пограмме.
У меня дочь на второй язык только к старшим классам смогла выйти.
2 Сен 2009 14:33 Anfisa писав(ла): пяльцы-иголка-нитка (чет его пробило в последнее время вышивать)
А сколько лет юному вышивальщику? Кажется, ещё в школу не пошёл? И - я не поняла - мальчик любит вышивать? Или девочка?
Надо же, вышивка ведь - кропотливое занятие, требующее терпения и хорошей моторики пальчиков. И такой маленький ребёнок... удивительно. Мир, отстань, а? Спасайся сам, не маленький...
2 Сен 2009 18:24 Zoja писав(ла): А сколько лет юному вышивальщику? Кажется, ещё в школу не пошёл? И - я не поняла - мальчик любит вышивать? Или девочка?
Надо же, вышивка ведь - кропотливое занятие, требующее терпения и хорошей моторики пальчиков. И такой маленький ребёнок... удивительно.
Пять с половиной. Мальчик он. И не любит, просто интерес такой появился, решил его удовлетворить . Да и вышивка это такая, далеко не шедевры, видела, как некоторые дети в этом возрасте вышивали более аккуратно. Но все равно, очень приятно, когда видишь успехи своих детей. Он еще хотел, чтобы я научила его вязать, стала показывать, нет, грит, вязание - это сложно, не буду вязать .
И вообще, в маленьком возрасте интересы неустойчивые довольно. Вот сегодня рыбу пошел ловить, я ему сделала удочку маленькую, и мы запустили в наше озеро маленьких коропочков (карпы по-русски), сидит уже 2 часа ловит (пока еще ничего не поймал ).
Так. Вы меня на тему про моих детей не провоцируйте, я могу долго рассказывать . 4 відвідувача подякували Anfisa за цей допис
2 Сен 2009 19:32 Anfisa писав(ла): Так. Вы меня на тему про моих детей не провоцируйте, я могу долго рассказывать .
Ой, маммачки, прелесть какая, это ж самое интересное.
"Пока ещё ничего не поймал" и "не буду вязать" особенно.
Я уж не говорю про вышивки - сохраните обязательно, это шедеврально. От пуговицы на большом колесе до непонятного назначения горки песка на морском пейзаже, дрейфующей в небе.
Это, видимо, неизведанные дали, о которых грезят моряки.
Ааааа, я тоже хочу дитёнка такого маленького. Каждый день открывать с ним мир... Мир, отстань, а? Спасайся сам, не маленький...
1 відвідувач подякували Zoja за цей допис
2 Сен 2009 16:12 Anfisa писав(ла): Ну, значит, посмотрим. Мой папа (бывший директор школы, сейчас он 2 года на пенсии) говорит, что в последние годы в школах очень сложная программа для младшеклассников и что невозможно оставаться нормальным здоровым ребенком и выполнять все эти требования, потому что нагрузки на психику детей в школах колоссальные. Очень у многих падает зрение в первые годы. Не знаю, как я себя буду вести, когда мои дети пойдут в школу. В принципе, мы с мужем рассчитывали, когда уезжали из Киева, что здесь у нас в деревне требования к школьникам существенно ниже, чем в городе. Посмотрим.
А! Сорри.
я вообще-то про московские школы писала.
Да, это правда , требования в деревне к ученикам ниже.
Хотя ...сейчас это не так важно, ежели в Вуза поступать.
Все равно везде учитываются результаты ЕГЭ.
2 Сен 2009 21:52 asana писав(ла): А! Сорри.
я вообще-то про московские школы писала.
Да, это правда , требования в деревне к ученикам ниже.
Хотя ...сейчас это не так важно, ежели в Вуза поступать.
Все равно везде учитываются результаты ЕГЭ.
Кстати. В Украине ВНО (это типа ЕГЭ ) второй год только. Но второй год впечатляют результаты сельских школьников, которые в среднем выше, чем у учеников элитных городских школ. Министр в шоке, говорят
2 Сен 2009 22:18 meretseger писав(ла): Кстати. В Украине ВНО (это типа ЕГЭ ) второй год только. Но второй год впечатляют результаты сельских школьников, которые в среднем выше, чем у учеников элитных городских школ. Министр в шоке, говорят
Опять же: я ничего про украину не знаю.
И сочинять не буду.
ЕГЭ вообще отдельная тема.
Я уже писала на соседнем форуме к подобному методу проверки знаний.
2 Сен 2009 18:24 Zoja писав(ла): Фигасе "слабенькая" нагрузочка...
Финно-угорская группа языков одной из самых сложных в освоении считается.
Плюс ко всему два скандинавских языка трудно учить вместе. Там заимствований много, но они очень разные при том.
Да ещё карельский... Да, наверное, ещё какой-нибудь базовый романо-германский по обычной школьной пограмме.
У меня дочь на второй язык только к старшим классам смогла выйти. .
Зоя, ну это же национальная школа, финский и карельский идут как родной язык - они же на этих языках с садика разговаривают, английский со второго класса, а шведский факультативно. Туда дети с фонемат.слухом отбираются. А фольклор - это вообще карельский танцы-пляски - сплошное удовольствие и разрядка. В таких школах нет углубленного изучения ни одного предмета. Там реально несложно, по сравнению с гимназией - день и ночь.
А вот самый сложный язык - это вепский, там просто кошмар, в соседнем классе изучают вместо шведского, говорят катастрофа.
3 Сен 2009 15:04 Fri-ja писав(ла): Зоя, ну это же национальная школа, финский и карельский идут как родной язык - они же на этих языках с садика разговаривают, английский со второго класса, а шведский факультативно. Туда дети с фонемат.слухом отбираются. А фольклор - это вообще карельский танцы-пляски - сплошное удовольствие и разрядка. В таких школах нет углубленного изучения ни одного предмета. Там реально несложно, по сравнению с гимназией - день и ночь.
А вот самый сложный язык - это вепский, там просто кошмар, в соседнем классе изучают вместо шведского, говорят катастрофа.
А... (типа чёто поняла).
Вепский - даже не слышала, надо "лингвистическое дерево" посмотреть, что за язык такой, к какой группе относится.
И всё-таки сказать про 4 языка - "не сложно", хм...
Ну ладно, наверное, у девочки логический склад ума, раз языки легко даются.
______________________________
О, я тут учу французский, это не в тему совсем, просто вспомнилось. По аналогии с "садиком".
И гордо так выдаю на днях фразу одному приятелю своему, по-французски.
Он нахмурил слегка лоб, помолчал и спрашивает: "ля гар" - это у нас что?
Отвечаю: "вокзал..."
Он: "А... ну, вокзал не так произносится, вот так - ...".
Упс.
"А ты откуда знаешь-то?"
"Да мы в садике французский учили...".
Вот тут я реально выпала в осадок - с садика помнить произношение... да ещё такие слова.. прям скажем, редко употребляющиеся... мдяяя, Зоя, далека ты... от способностей некоторых... Мир, отстань, а? Спасайся сам, не маленький...
9 Сен 2009 08:52 kinofobaII писав(ла): вопрос возник- кстати, как на том же экстернате дети сдавали, напр, физкультуру, труды и пр?
Позвонила и спросила у дочери, потому что сама не знаю.
Она сказала, что физ-ру поставили по итоговой оценке 9-го класса. А больше ничего такого не было - ни музыки, ни трудов. Этого же в старших классах нет вообще.
Все прочие предметы, кроме физкультуры, сдавались - и черчение, и астрономия... всё. Мир, отстань, а? Спасайся сам, не маленький...
Нашла еще одну статью, где отец рассказывает, как он занимался со своими детьми.
Очень смутили фразы, что
"бывшая жена со старшей дочкой уехали жить в другой город. Поэтому последние 7 лет я организую для троих моих младших детей этот процесс один."
"Реализация всей этой программы потребовала от меня огромного многолетнего напряжения всех физических, душевных, интеллектуальных, творческих сил, отказа от возможности «делать карьеру», готовности жить в нищете (многие годы мы жили на уровне, в 2-3 раза меньшем минимального прожиточного уровня)"
Ну, впрочем, многие талантливые люди шли этим путем....