2 Сен 2011 15:10 asana писав(ла): внутреннее проговаривание есть суть становления чтения как высшей психической функции - внутренняя регуляция речью, которая постепенно сходит на нет, когда чтение становится сформированным.
Т.е. получается, все взрослые, кто более-менее часто читает что-то по определенной тематике (т.е. все слова - знакомы) владеют скорочтением? А от чего тогда зависит скорость этого скорочтения? Мы иногда с мужем одновременно читаем какие-то тексты с экрана (новости, например в интернете), я читаю намного быстрее него, так вот я уже 3 раза прочла кусок текста (от скуки, жду, когда он прокрутит) , а он только дочитывает. Отчего это зависит? Только от практики? (я читаю больше). Или нарушено что-то еще в детстве, когда его учили читать? (меня никто специально не учил).
2 Сен 2011 15:26 Anfisa писав(ла): Т.е. получается, все взрослые, кто более-менее часто читает что-то по определенной тематике (т.е. все слова - знакомы) владеют скорочтением? А от чего тогда зависит скорость этого скорочтения? Мы иногда с мужем одновременно читаем какие-то тексты с экрана (новости, например в интернете), я читаю намного быстрее него, так вот я уже 3 раза прочла кусок текста (от скуки, жду, когда он прокрутит) , а он только дочитывает. Отчего это зависит? Только от практики? (я читаю больше). Или нарушено что-то еще в детстве, когда его учили читать? (меня никто специально не учил).
еще и от темперамент))
а еще особенность интуитов - склонность к более быстрому и целостному восприятию информации.
но вообще главное не в скорости восприятия, а в способности эффективно эту информацию переработать.
Мышление - важнее всего.
Пример, немного из другой сферы. У меня ужасная память была в детстве( сейчас - тоже). Я не могла зубрить тексты, я уже с 3-4 класса вынуждена была читая, чтобы запомнить, пересказывать текст своими словами - вот оно развитие словесного-логического мышления и произвольной регуляции.
В школьной библиотеке я брала книгу, что-то типа "Учись быстро читать". Как раз методика обучения скорочтению. (Хотела книгу заныкать себе - не удалось . )
Вот там как раз много внимания уделялось устранению проговаривания (которого у меня к 11 классу, когда я брала эту книгу, уже не было), и увеличению объема зрения. В общем, первую часть книги я, практически, пропустила (ту, которая про проговаривание и т.п., точно уже не помню что еще... вождение указкой по строчкам вот вспомнила, остальное -нет), а вот объем внимания я целый месяц развивала .
Рекомендации были начинать со стихов и узких газетных колонок (у которых короткие строчки), потом переходить на газетные колонки пошире, потом - на журнальные колонки, в итоге на книжные страницы. Не скажу, что я прям так уж старательно занималась, но сам принцип уяснила.
Читаю я довольно быстро, но до "страницы за 10 секунд" не дошла . И глаза по строчкам у меня бегают, особенно на крупноформатных (например, документ на А4).
Я вообще почему спросила. Скорочтение подразумевает помимо скорости еще и максимальное усвоение информации. Т.е. автор методики утверждал, что проговаривание, "возвращение" и т.п. ухудшает не только скорость чтения, но и качество усвоения информации, а при чтении целыми абзацами (и страницами) вся информация усваивается гораздо лучше.
Однако, при чтении художественной литературы - соглашусь с Зоей и Людой - важно не усвоение ИНФОРМАЦИИ.. Важно другое. Какой-то момент обдумать, какой-то прочесть еще раз, чтобы насладиться слогом, к чему-то вернуться, чтобы лучше понять характер героя и мысль автора....
Т.е. о скорочтении имеет смысл говорить при чтении обычной информации, учебной и методической литературы. Ну вообще всего "нехудожественного". Конечно, при чтении и художественного произведения глаз и мозг воспринимает крупные куски, если уже научен этому, но все же это не скорочтение "чистой воды".
6 Сен 2009 08:38 Anfisa писав(ла): Меня не учитили читать по слогам, меня вообще, насколько я помню, особо не учили. Читать я научилась сама. Сама потом освоила скорочтение. Если у меня спросят, как научиться скорочтению, я не смогу ответить, я не знаю, как я ему научилась.
Честно говоря, вообще не могу вспомнить, чтобы меня родители учили читать. Есть стойкое ощущение, что как-то научилась сама, либо они уделяли этому минимум времени, а потому и не запомнилось. Вероятно обучению чтению поспособствовал тот факт, что до школы я вместо детского сада проводила время в кабинете мамы - учительницы начальных классов, изучая всевозможные книжки и пособия из ее арсенала. Да и весь досуг в детстве проводила за книжками: детей во дворе не было, а играть одной было не интересно.
Показала норму по скорости чтения для первого класса еще до начала учебы. А когда пошла в школу, весь первый класс страдала на уроках чтения, когда не меньше двух третей класса кое-как по слогам читала, коверкая слова. Меня это жутко бесило! Вообще не понимала, как можно читать по слогам.
Как-то не так давно попадалась на глаза статья о чтении по вертикали. Обычно во время чтения взгляд перемещается от начала строки к концу слева направо. А чтение по вертикали возможно, если человек с легкостью охватывает всю строку и ему не нужно двигать глазами по строке. Заметила эту особенность за собой, хотя специально такому приему не училась. И мысленного проговаривания за собой не замечала. Если не улавливаю сути в тексте на малознакомую либо не знакомую тематику, заставляю себя перечитать еще раз, медленнее и внимательнее, но все равно не проговариваю, просто замедляюсь.
Когда отвечала в опросе, задумалась, можно ли считать эти свои навыки владением методом скорочтения, но поскольку есть результат (т.е. читаю быстро), стало быть я не так уж и далека от истины в своем ответе. Он хотел секса, а я хотела просто дружбы. Тогда он достал нож и стал настаивать на сексе. А я достала пистолет и победила дружба.
2 Сен 2011 19:26 Anfisa писав(ла): Т.е. получается, все взрослые, кто более-менее часто читает что-то по определенной тематике (т.е. все слова - знакомы) владеют скорочтением? А от чего тогда зависит скорость этого скорочтения? Мы иногда с мужем одновременно читаем какие-то тексты с экрана (новости, например в интернете), я читаю намного быстрее него, так вот я уже 3 раза прочла кусок текста (от скуки, жду, когда он прокрутит) , а он только дочитывает. Отчего это зависит? Только от практики? (я читаю больше). Или нарушено что-то еще в детстве, когда его учили читать? (меня никто специально не учил).
Насколько помню, под скорочтением когда-то понимался именно навык чтения с намного бОльшей скоростью, чем обычно, включающий одновременно:
1. отсутствие внутреннего проговаривания
2. движение глаз вертикально по странице с захватом боковых, периферийных зон строчек
3. усвоение прочитанного.
Кто-то какими-то из этих элементов владеет с детства. Для развития каждой из этой позиции существовали упражнения. Например, для уничтожения проговаривания нужно было параллельно с чтением внутренне что-то проговаривать ( текст не помню). Вертикально по строке сначала захватывался только центральный участок страницы, потом - шире, полностью. Есть способ добиваться осмысленности, но я его тоже не помню. Эти технологии патентовались, даже курсы скорочтения открывались. Мне когда-то такая книжка с описанием этих упражнений для овладения скорочтением попала, но я поняла, что скорость меня вполне и так устраивает).
В любом случае, скорочтение рекомендовалось только для учебной, технической и т.д. лит-ры, но никак не для художественных произведений. 1 відвідувач подякували ksna-1 за цей допис
2 Сен 2011 18:19 ksna-1 писав(ла): В любом случае, скорочтение рекомендовалось только для учебной, технической и т.д. лит-ры, но никак не для художественных произведений.
Кстати да. Этот полезный для учебы, работы и т.п. скилл начинает работать против тебя, когда хочешь просто расслабиться с книгой. Восприятие не ухудшается, тут скорость совершенно не в ущерб, но вот длительность удовольствия сокращается в разы: час-два - и книга прочитана (1 книга, не четырехтомник "Война и мир" - не пугайтесь ). И снова поиски, чего бы такого почитать. По началу кажется, что 77 книг автора это так офигенно много, а потом с удивлением обнаруживаешь, что при чтении практически только по выходным и вечером их на лето категорически не хватило. Не так печально для тех, что скачивает книжки с инета (вроде меня), но тем, кто книги покупает или ходит за ними в библиотеку, определенно лучше скорочтением не увлекаться. Он хотел секса, а я хотела просто дружбы. Тогда он достал нож и стал настаивать на сексе. А я достала пистолет и победила дружба.
Вспомнила физиологическую связь между внутренним проговариванием и скоростью чтения.
Если при чтении еще не исчезло внутреннее проговаривание, то в гол. мозге в этот момент активизируется речевой центр. Внутреннее проговаривание у многих исчезает, как только они прочитают n-ное кол-во лит-ры.
Быстрое усвоение прочитанного происходит, когда наработан навык анализа текста во время чтения. Анализ текста происходит при активизации лобных долей гол. мозга. Эти два участка находятся в мозге далеко друг от друга. Активизация этих двух участков одновременно тормозит процесс анализа текста. Если внутреннее проговаривание не исчезло, то через технологии обучения скорочтению возможно его убрать, а также обучить ( или ускорить) анализировать текст быстрее.
Если физиологи есть, пусть поправят, если я где-то наврала.
2 Сен 2011 19:26 ksna-1 писав(ла): Если внутреннее проговаривание не исчезло, то через технологии обучения скорочтению возможно его убрать, а также обучить ( или ускорить) анализировать текст быстрее.
Вот примерно так нам на курсах скорочтения и говорили....Отучили меня-таки проговаривать про себя...
2 Сен 2011 21:36 ksna-1 писав(ла): О, рада видеть! А то с форума куда-то пропала)))).
Взаимно! Кстати, те курсы мне реально сильно помогли, как сейчас вспоминаю - голодные 90-ые....а я на курсы деньги спускаю))))) Но все инвестиции в знания себя очень оправдали..
2 Сен 2011 19:26 ksna-1 писав(ла): Вспомнила физиологическую связь между внутренним проговариванием и скоростью чтения.
Если при чтении еще не исчезло внутреннее проговаривание, то в гол. мозге в этот момент активизируется речевой центр. Внутреннее проговаривание у многих исчезает, как только они прочитают n-ное кол-во лит-ры.
Быстрое усвоение прочитанного происходит, когда наработан навык анализа текста во время чтения. Анализ текста происходит при активизации лобных долей гол. мозга. Эти два участка находятся в мозге далеко друг от друга. Активизация этих двух участков одновременно тормозит процесс анализа текста. Если внутреннее проговаривание не исчезло, то через технологии обучения скорочтению возможно его убрать, а также обучить ( или ускорить) анализировать текст быстрее.
Если физиологи есть, пусть поправят, если я где-то наврала.
не совсем так.
речевой центр не однороден. Это целая функциональная система, потому что и сама речь - сложная психическая функция.
вот на этой схеме
хорошо видна связь речевых центров и регуляции речевой деятельности.
2 Сен 2011 19:26 ksna-1 писав(ла): Вспомнила физиологическую связь между внутренним проговариванием и скоростью чтения.
Если при чтении еще не исчезло внутреннее проговаривание, то в гол. мозге в этот момент активизируется речевой центр. Внутреннее проговаривание у многих исчезает, как только они прочитают n-ное кол-во лит-ры.
Я читаю быстро, но прогововариваю про себя, особенно при чтениии художественной литературы, диалоги. Интересно почувствовать интонацию, представить какой у героев голос. Кстати, когда форумные сообщения читаю, тоже обычно приписываю пользователям какие-то интонационные моменты, так интереснее.
2 Сен 2011 18:55 lfhmz писав(ла): Кстати да. Этот полезный для учебы, работы и т.п. скилл начинает работать против тебя, когда хочешь просто расслабиться с книгой.
А вот по работе я быстро читать не могу, читаю медленно и всегда с ручкой, фиксируя основные моменты, иначе внимание рассеивается. Быстро могу прочитать, только если нужно просто "иметь представление".
4 Сен 2011 23:17 rusalotchka_t писав(ла): А вот по работе я быстро читать не могу, читаю медленно и всегда с ручкой, фиксируя основные моменты, иначе внимание рассеивается. Быстро могу прочитать, только если нужно просто "иметь представление".
Привычка делать пометки в тексте у многих на всю жизнь остается с времен учебы в школе, колледже, вузе. Очень часто авторы учебной и профессиональной литературы вдаются в напрасную детализацию, зарываются в подробности, а то и вовсе ради объема растягивают одну и ту же мысль, идею на многие абзацы, просто разбавляя бессмысленной болтологией. Когда читаешь такое, изводит желание сказать тоже самое в несколько раз короче. Отсюда и потребность чиркать основное, чтобы при следующем обращении к источнику не откапывать снова крупицы полезного в куче бессмысленного.
Подумалось: сколько же книг я перепортила маркерами пока училась В отдельных случаях столкновения с особо идиотскими учебниками вообще целые абзацы перечеркивала, чтобы не отвлекаться потом на пустословие.
С художественной литературой в этом плане проще: то, что не представляет интереса, просто перелистываешь, не вникая. Там неинтересные подробности уже не так раздражают. Вот в той же "Война и мир" читала исключительно диалоги, пропуская мимо все остальное - иначе бы эту длиннопись просто не осилила бы, и без того в сон клонило от скуки. Он хотел секса, а я хотела просто дружбы. Тогда он достал нож и стал настаивать на сексе. А я достала пистолет и победила дружба.
5 Сен 2011 09:25 lfhmz писав(ла): Привычка делать пометки в тексте у многих на всю жизнь остается с времен учебы в школе, колледже, вузе. Очень часто авторы учебной и профессиональной литературы вдаются в напрасную детализацию, зарываются в подробности, а то и вовсе ради объема растягивают одну и ту же мысль, идею на многие абзацы, просто разбавляя бессмысленной болтологией. Когда читаешь такое, изводит желание сказать тоже самое в несколько раз короче. Отсюда и потребность чиркать основное, чтобы при следующем обращении к источнику не откапывать снова крупицы полезного в куче бессмысленного.
Подумалось: сколько же книг я перепортила маркерами пока училась В отдельных случаях столкновения с особо идиотскими учебниками вообще целые абзацы перечеркивала, чтобы не отвлекаться потом на пустословие.
С художественной литературой в этом плане проще: то, что не представляет интереса, просто перелистываешь, не вникая. Там неинтересные подробности уже не так раздражают. Вот в той же "Война и мир" читала исключительно диалоги, пропуская мимо все остальное - иначе бы эту длиннопись просто не осилила бы, и без того в сон клонило от скуки.
ТИМы разные. А манеры читать тексты разного рода у нас одинаковые
Я всю жизнь подчеркивала фразы в учебной лит-ре, чтобы выделить основную мысль. Но иногда ее не находилось на всю страницу - приходилось писать самой, на полях
а в " Войне и Мире" я читала - мир, а войну очень выборочно.