у ребенка в голове?)))
Я все это время ГВ торможу свою шизоидность и затыкаю ей рот))а это нелегко)))
Он хоть бы соску сосал- мне морально было б легче, так нет же))
Ну, вот, я ж говорила, что речь идет о ненормальных .
Если рассматривать ГВ только с этой точки зрения (единение с ребенком и тому подобное), то я с тобой полностью согласна.
Если в доме есть нянька (или бабушка, или папа), которая помогает в быту и в физическом уходе за ребенком, а роль мамы сводится к тому, чтобы развлекать ребенка, играть с ним, следить за его развитием и прочим, ГВ становится таким "священным действом", для которого выделяется специальное время, специальная обстановка, где "никто не мешает единению матери и ребенка". В полгода - это вполне нормально, в 2 года - это что-то нездоровое.
Но ГВ - это прежде всего практическая польза и удобство (для меня по крайней мере). Я уже писала где-то, что все эти психологические моменты (про единение и т.п.) они никем и никак не доказаны, это все вопрос убеждений и предпочтений конкретной мамы.
А вот реальную пользу пощупать можно, и заключается она в том, что на ГВ ребенок намного реже болеет, т.к. риск подцепить какую-то заразу очень маленький, и в том, что грудное молоко гораздо лучше усваивается, по сравнению со всей прочей едой.
Особенно это актуально в жару. У меня перед глазами хороший пример моей подруги, чей ребенок с моим младшим почти одновременно родились - у него сейчас постоянные кишечные инфекции, расстройства желудка - потому что бегает ребенок по двору и хватает всякую дрянь в рот, и потому что в такую жару много жидкости из организма уходит, а пить воду у него не всегда есть желание (насильно же не зальешь).
Можно, конечно, следить за каждым его шагом, не выпускать ребенка из поля зрения, строго следить за балансом потребляемой ребенком еды, но вот это, по-моему мнению, действительно, будет полным всемогуществом, на которое я не способна .
В разговоры про "объяснить" двухлетке, или договориться с ним даже не хочу вступать . Мамы поймут .
И еще ГВ - это удобно, если мама постоянно чем-то занята, и нет времени стерилизовать бутылочки и варить отдельно молочную кашу для ребенка (а тех, кто не кормится грудью приходится еще довольно долго кормить специальной детской едой, которая лучше усваивается, лет до 2, 5 точно). Нет возможности выделять специально время, чтобы покормить ребенка, отдельно от всех (пока он еще плохо ест сам из ложки).
А так - семья кушает, и ребенок ест то, что едят все остальные, потом добирает недостачу хорошо усваиваемой пищи грудным молоком.
Добавлю, я говорю о кормлении грудью ребенка до 3-х лет, или до того возраста, когда он начинает понимать, что он отдельный от мамы человек, т.е. до "кризиса 3-х лет". Кормить ребенка более старшего возраста - это тоже выше моего понимания.
Это точно, ГВ удобнее намного- не носимся мы и с бутылочками, и с баночками (не ест он все эти пюрешки, он требует то, что мы едим- то есть, буквально, в голос требует! ) - ну и мне спокойней, в эту дикую жару...
Единственное, у нас кормежка такая- основное ГВ, плюс перепадет мяска, огурец и яблоко, кусочек запеканки творожной- по идее, должно ж хватать? Пусть каши отдельно он не ест- ну так перепадает...
А то форма ногтей на больших пальцах рук стала смущать- такие вдавления, на обоих ногтях, будто прищемили...
Ладно, придет педиатр- спрошу.
Все м.б. Я просто представила, если циклоиду так же трудно, к примеру, заставить отлучить ре от груди, как мне продолжать кормить...то...я смотрю на это уже другими глазами
Ну почему о ненормальных? О вполне нормальных людях. Власть кормящей матери над ребенком обязательно будет. Вопрос, насколько это будет осознано и насколько это будет комфортно и нужно матери. А уж подвести научную базу под свои потребности - это раз плюнуть.
Ну в общем, если проигнорировать весь опыт и исследования детской психологии, то, конечно, не доказаны.
Ну кто бы спорил.
Другое дело, повторюсь, что помимо физиологической функции ГВ несет и психологическую нагрузку. Если последний фактор проигнорировать, то можно повредить ребенку. И он будет здоровый физически и проблемный психологически.
Да, я помню, что у меня свиное рыло
Лера, вот это все - про МАМУ. Интересы ребенка тут, к сожалению, проигнорированы.
Лер, в 3 года ребенок определяется со своей сексуальной ориентацией. К этому времени он уже должен понимать, что тело матери ему не принадлежит, а принадлежит отцу. И если это мальчик, то он должен вступить в противоборство с отцом за внимание матери, а если девочка, то она должна пойти на символической убийство матери ("Мама, уйди, мы с папой играем" и т.п.) в борьбе за внимание отца. Потребность в этом должна созреть к 3 годам. Но если тело матери до этого времени все еще принадлежит ребенку (а грудь, это тело матери), то за что бороться мальчику и как девочке отталкивать того, кто ее кормит?
Ссылки на статьи и работы конкретные дашь?
Потому что я в подобные исследования не верю. Где брали базу долгокормящих, детей которых исследовали?
В Африке что ли? В европейских странах долгокормление было не распространено.
Ну я ж и говорю, что кормление лучше закончить до 3-х лет, до того, как наступит этот кризис. Он не наступает внезапо, кое-какие проявления уже видны раньше, ребенок становится взрослее, это видно и это является сигналом к тому, чтобы закончить.
За всех не скажу, но для меня сигналом было то, что я уже психологически иногда начинала чувствовать дискомфорт от кормления ребенка, он постепенно переставал быть "невинным лапочкой", начинались капризы и вредности, ГВ при этом иногда утомляло. Это для меня был сигнал, что что-то не так и главный мотив прекратить ГВ. Хотя "кризис 3-х лет" у него начался ближе к 4-м годам.
Младшего, я думаю отлучать уже скоро (нужно только до осени дотянуть, когда жара закончится), у него эти все признаки уже иногда видны, т.е. немного раньше, чем у старшего. Старший более "поздний" по сравнию с ним.
Но 2 года с копейками - это не полтора года. Разница огромная. Смотреть нужно по ребенку, а не просто ориентироваться на цифры.
Одну ссылку уже дала.
Исследований по долгокормлению.пока не нашла, думаю, нам еще предстоит их увидеть. Мода на это пришла совсем недавно, думаю, на волне обращения ко всему натуральному, которая прослеживается во многих областях. И как в любой моде есть твои перекосы.
Раньше была проблема раннего отлучения от груди, ее и исследовали.
А вообще, сейчас психология находится на том уровне развития, когда может делать эмпирические прогнозы, а не постфактум выводить закономерности.
Это уже поздно. Ребенок должен стать самостоятельным еще на анальной стадии.
А с чего бы это, ты не задумывалась?
Ведь по статистике старшие дети развиваются быстрее и взрослеют раньше, чем младшие.
Повторюсь, если нет физиологических патологий, скорость взросления ребенка заслуга взрослых.
Безусловно. Вопрос, на что именно смотреть и как расставлять акценты. Любые факты можно развернуть как угодно.
Если, например, ребенок отстает в развитии, можно идти вслед за этим отставанием, усугубляя его, а можно провоцировать ускорение развития. Тут уж каждый сам решает, как быть.
Ага, та статья ссылается на исследования Фрейда.
Если это, действительно были исследования, а не предположения (в частности, что касается детей).
У меня есть некоторые замечания:
1. Я не согласна с тем, что стадии строго последовательны. В частности оральная и анальная. Я предполагаю, что они плавно перетекают одна в другую и их границы размыты.
С полутора лет ребенок уже может есть здоровую взрослую пищу, а ГВ - становится дополнительным источником питания (с полутора - это не значит, что в полтора года произойдет этот переход, но постепенно, у кого-то раньше, у кого-то позже, и растянуться этот переход может на несколько месяцев). У некоторых детей к 2-м годам могут оставаться только кормления на засыпание и ночные кормления, днем дети часто уже не имеют потребности в ГВ, особенно те, чьи матери часто уходят и дети остаются с няньками. Но потребность в ГВ у ребенка еще есть. Возможно, именно на этой потребности основываются рекомендации ВОЗ кормить ребенка "до 2-х лет и более, по желанию матери и ребенка", т.е. как минимум до 2-х лет.
2. Я нигде не увидела в статье необходимости закончить ГВ в 1, 5 года. Из статьи можно сделать вывод, что до 1, 5 лет ребенку жизненно необходимо ГВ, поскольку это период оральной стадии развития. Но можно ли сделать вывод о том, что после 1, 5 года ГВ вредно? Я не уверена. Почему, см. п.1
3. В качестве отрицательного момента на оральной стадии Фрейд выделяет:
Поскольку раннее отлучение мы сейчас не рассматриваем, рассмотрим его противоположность, которую выделил Фрейд - чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Абсолютно согласна с Фрейдом. Но причем здесь ГВ и чрезмерная гиперопека? Наоборот, после полутора лет можно уже не бежать на первый писк ребенка и не совать ему грудь при каждом удобном случае, а наоборот, можно сказать "подожди, мама занята", и ребенок вполне может отвлечься и некоторое время подождать, если в данный момент "пососать" не является для него жизненной необходимостью. А вот если является, например, устал, испугался, и не может с этим еще самостоятельно справиться, то нужно дать.
Еще статьи есть?
Конкретно про связсь этого момента с ГВ и с тем, что кормление нужно закончить в 1, 5 года:
В этом куске также говорится, что потребность в отделении своего тела от тела матери возникает к 3-м годам. При чем тут необходимость закончить ГВ в полтора?
А почему ты думаешь, что если ребенок на ГВ, то он не может стать самостоятельным в той же мере, в какой он не может стать самостоятельным, если его не кормят грудью? Он точно так же не может сам себе приготовить кашу, т.е. добыть себе пищу, он может только требовать поесть, точно так же, как он может потребовать грудь, и мама в обоих случаях может ему отказать, или не отказать, и он же одинаково может стянуть кусок какой-нибудь еды со стола и самостоятельно съесть. В этом возрасте дети уже вполне различают, откуда какая берется еда.
Задумывалась. И пришла к выводу, что в нашем случае это зависит от наследственности. И я, и мой муж мы оба "поздние" т.е. все стадии взросления (подростковый период, зрелость и т.п.) у нас обоих были немного позднее, чем у наших сверстников, и мы оба всегда выглядели младше и моложе сверстников. На фотографии мужа в армии я вообще не могу без слез смотреть - такое впечатление, что забрали 13-летнего пацана. Да и сейчас он не выглядит "дядькой", не смотря на свой возраст.
Младший же, похоже, унаследовал физиологию моего отца (своего деда), он не был таким "отсталым" как мы с мужем.
У 2-х подруг дети выглядят на год старше своих сверстников, а со своими детьми я их даже не сравниваю, разница огромная, хотя они одногодки. Ну там и мамы довольно ранние, т.е. равно "созрели" и сейчас вполне выглядят на свой возраст, и даже чуть старше, когда уставшие и не накрашенные.
Седовательно в нашем случае я имею дело с патологией? Среди моих знакомых есть по крайней мере еще 2 мамы с такими же "патологиями", т.е. они очень молодо выглядят и их дети выглядят младше некоторых своих сверстников.
А вот здесь я с тобой не согласна. Если организм или психика ребенка к чему-то не готовы, форсирование может привести к срыву. Здесь, по моему мнению, лучше перебдеть, чем недобдеть. Отставание он еще может нагнать, а от несвоевременной перегрузки может пострадать гораздо сильнее.
В идеале нужно не форсировать, и не усугублять, а наблюдать за ребенком и реагировать.
Впрочем, речь не идет серьезных патологиях (задержка умственного развития и прочее), в этом случае, действительно, если не форсировать некоторые моменты с помощью специальных мер - занятия со специалистами, массажи и т.п., то можно упустить время и ребенок его уже никогда не нагонит.
Так-с, что-то я утомилась от разговора. Короче, я заканчиваю...
Дискуссия напомнила чем-то дискуссии о естественных родах и КС...
У меня нет сколько-либо оформленного мнения на этот счет, в дальнейшем мне это не предстоит, так что и дискутировать мне, собсна, не о чем...
Однако, все же хочется вставить свои 5 копеек .
Я вот таки согласна с тем, что сейчас мода на ГВ. Так же как и на БАДы, "травки", "поменьше химии" и прочая. Кроме того, имеет место... я не знаю формулировки... что-то типа "дели на два". Ну смысл в том, что, чтобы убедить человека сделать нечто, нужно ему предлагать сделать в два раза больше, ну а потом "прийти к компромису".
Раньше ГВ рекомендовали до года, народ кормил до 8-10 месяцев. А чтобы кормить до 1-1, 5 лет, нужно пропагандировать до 2-3 лет. Тогда, глядишь, народ до 1, 5 лет будут держать детей на ГВ...
В вопросе психосексуального развития трудно, я бы даже сказала невозможно приводить какие-то конкретные примеры, т.к. мы о своих детях мало знаем в плане психосексуального развития, что уж говорить о детях друзей и знакомых..
Но вот мое личное, ничем не подкрепленное мнение таково: не стоит додерживать ребенка на ГВ до возраста, когда он может сам подойти к маме, задрать майку, "взять сисю" и пососать...
Ага, у меня тоже такая ассоциация возникла. ИМХО, на развитие ребенка столько всего влияет, все в таком комплексе, и ГВ (его наличие или отсутствие) - это всего лишь небольшая часть, разумеется, важная, но не основная.
Основное, мне кажется, это любовь кребенку (не зависимость, не страсть, не патология, а именно любовь, т.е. такая штука, которой очень сложно дать определение ).
Ну, это воспитуемо. Это как кусать соски зубами. Т.е. от мамы зависит, позволит она это делать ребенку, или нет.
Ну фсе... я не могу... О детях какого возраста она говорила? В каком случае дети не хотели расставаться с матерью? Сколько она вообще детей-то видела живьем?
Для многих детей очень даже типично не желать расставаться с близким человеком, к которому привык, и идти к чужим тетям, от которых неизвестно чего ожидать, или которых знаешь, но они все равно - чужие. И это не зависит от длительности ГВ.
Опять привожу в пример своих детей - кормлю одинаково долго обоих, старший был нелюдимый до невозможности, помнишь, как я удивлялась, когда он добровольно пошел на руки к Диме? Это был первый и единственный случай, когда он вообще к кому-то пошел на руки из чужих, кого в первый раз видел. Один раз он улыбнулся постороннему человеку (когда мы еще в Киеве жили) - это была очень красивая молодая девушка в автобусе, никогда больше никому не улыбался, меня задолбали все вопросами, почему это ребенок такой серьезный всегда.
Младший - полная противоположность - ко всем идет, всем улыбается, спокойно переносит если кто-то из чужих с ним заигрывает и может пойти к чужому человеку на руки. Меня, если честно, больше именно такая "неразборчивость" беспокоит, потому что если что, со старшим я уверена, что никого из посторонних (а мало ли что) он к себе не подпустит, начнет орать и сопротивляться. Кстати, есть еще одна знакомая девочка, которую кормили до 2, 5 лет, тоже очень общительная и тогда и сейчас (ей уже 3 года), легко контактирует с посторонними людьми.
И сколько есть детей не на ГВ который с большим трудом адаптируются к детскому саду. Одногруппница жаловалась (кормила 8 мес.), она своего ребенка полгода(!) приучала к детскому саду, ходила с ним сначала на час, 2 часа, сначала вместе с ним сидела там, потом одного оставляла, постепенно приучила, со слезами, криками и при явном его сопротивлении (но очень хотела на работу выйти, поэтому и додержала). Вторая подруга, которая в год отлучила - тоже самое, очень хотела на работу выйти, в полтора решила к садику приучать, жаловалась, грит: "не могу, сердце разрывается, сколько уже времени прошло, а все не привыкнет к саду, каждое утро с плачем от себя отрываю". И таких историй - валом, хоть в жизни, хоть на любом мамашкинском форуме.
Лер, человек работает в детском саду. 12 групп по 20 человек в каждой. Работает каждый день. С группами в целом и детьми отдельно. С детьми и их родителями.
Живее не придумаешь.
Абсолютно ошибочное мнение человека, совершенно несведущего в этом вопросе. Автор цитаты явно даже не озадачивалась поиском объективной информации по теме - сплошные домыслы, не основанные ни на чем. Данным "некоторым психологам" стоило бы получше изучить вопрос, прежде чем что-то утверждать.
Поцитатно:
Естественное вскармливание это ВСЕГДА ДВУСТОРОННИЙ ПРОЦЕСС. При правильно налаженном ГВ матери, настроенные на грудное вскармливание, "стремятся" его продлить не в большей и не в меньшей степени, чем их дети - ровно в такой же. И осознание необходимости в отлучении в таких случаях происходит так же синхронно.
Совершенно безграмотное заявление. Природа для всего определила свои сроки.
Противоестественно стремиться родить ребенка в 20 недель или тормозить его рождение к тому времени, как ему пора родиться. Беременность являет собой, в числе прочего, сложнейший комплекс процессов, происходящих в нервной и эндокринной системах, и они сильно влияют на психические состояния пары мать-дитя. К тому моменту, как ребенку пора родиться, он начинает вырабатывать комплекс гормонов, которые запускают родовой процесс в организме матери. И матери в этот момент даже в голову не придет "хотеть сохранить идиллию" - она инстинктивно чувствует, что "пора" - "и это хорошо и правильно".
После родов первые 40 дней длится т.н. "период новорожденности" - время, когда связь матери и ребенка почти настолько же сильна, что и во время беременности. Именно в это время и мать, и ребенок, наиболее уязвимы как в физиологическом, так и в психологическом смысле. Этот период является как бы переходным "от беременности к раздельному существованию" - он как бы "уже не первое, но еще не второе", Таким образом физиологический "разрыв" ребенка и матери происходит очень плавно.
Период лактации - это тоже тесная физиологическая и психологическая связь ребенка и матери, и она тоже должна видоизменяться плавно. Первые 6 месяцев (или более) - полное грудное вскармливание, далее - постепенное его сокращение до момента полной готовности ребенка и матери к прекращению ГВ. И к этому моменту у матери точно так же уже не возникает мысли "продлить это подольше" - грудное вскармливание завершается в естественном режиме в те сроки, которые (как и роды) установлены природой для этой конкретной пары мать-дитя.
Множество раз наблюдала самые разные отлучения детей от груди, в том числе насильственные. Наблюдается очень четкая тенденция: при резком насильственном отлучении ребенка в период, когда он к этому еще не готов, резко ухудшаются все его физические и психические "показатели" - ребенок не только начинает болеть, но и резко портятся его отношения с миром. Он становится капризным, агрессивным, обидчивым, плаксивым, отдаляется от матери и отказывается с нею общаться или, напротив, начинает требовать непомерно много внимания, начинает "плохо себя вести", "манипулировать", агрессивно кричать, драться и т.д. Частный опыт, как и научные исследования, убедительно доказывает пагубное влияние таких отлучений на психику ребенка, его развитие и способность его адекватного контакта с близкими и с миром. Ни единого плюса в таких отлучениях нет.
Кем доказано? Мною доказано обратное. У меня около десятка знакомых долгокормящих в постоянных кругах общения и несколько десятков тех, о которых я знаю лично. Всё всегда очень по-разному. Есть ребенок, которого отлучили в два года, а в полтора у него был уже запас слов, существенно опережающий "среднюю статистику" двухлеток. Есть ребенок, которого отлучили около трех лет, и запас слов так же очень велик (более того - и дикция для его возраста всегда была прекрасной, а к 4 годам речь абсолютно чистая и "взрослая), идеально выговариваются даже сонорные согласные). Есть ребенок, которого также отлучали в районе 3 лет, и его словарный запас был средним для его возраста, но при этом очень высока сообразительность. Есть ребенок, которого тоже долго кормили, но развитие речи при этом происходило с некоторыми нарушениями (но с этим ребенком почти не разговаривали, он был предоставлен в основном телефизору). И т.д. И точно так же можно приводить примеры "недолгокормленных" детей и искусственников - у всех процесс развития речи идет в своем ритме. И этот ритм обуславливается В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ личными особенностями психики и тем, как с ребенком занимаются. Грудное вскармливание не имеет никакого отношения ни к торможению развития речи, ни "даже" к развитию дикции. Вот это - то, что действительно доказано.
При чем здесь ГВ? Стремиться "удовлетворять (и предвосхищать) все потребности ребенка" может абсолютно любая мама, если ей это кажется правильным. Грудью при этом она могла вообще не кормить ни часа. Скорее наоборот = есть ГВ = есть психоэмоциональная связь = есть обостренное чувство потребностей ребенка, и в разных элементах развития в том числе = есть инстинктивное понимание, как эти потребности удовлетворять для максимально естественного развития ребенка.
У меня есть знакомая, которая в период "вставания дочки на ножки" каждую секунду пасла ее и при каждой попытке падения кидалась к ней с подушкой, чтобы за секунды падения успеть подложить ее под попу ребенка. Когда девочка подросла, "в песточнице" происходило то же самое, а горок и качелей ребенок вообще боялся.
Сын другой знакомой при попытках отнять у него лопатку в песочнице, сначала спокойно, но твердо говррил "нет", а при второй попытке так же спокойно давал в лоб.
Дочь... моя уже - в играх в песочнице всегда спокойно отдавала свои игрушки и так же спокойно их забирала.
На момент всех описываемых игр все описываемые дети были на естественном вскармливании. Подобные примеры можно было бы продолжать - долгокормящих я знаю многих, и у всех поведенческие реакции детей очень разные.
Полная ерунда. В АБСОЛЮТНО ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ у человека случаются как стрессы, которым он противостоять самостоятельно может, так и стрессы, превышающие уровень его психической устойчивости.
Если ребенок развивается естественно, он способен сам определять, с чем он хочет и может справиться сам, а в чем нужна помощь мамы. И нсколько я могу наблюдать, детям настолько нравится чувство собственной "самостоятельности и независимости", что сверх меры просить маминой помощи там, где можно обойтись, ребенок просто не будет. А вот там где действительно нужно, отказ от помощи может быть - и непременно будет! - воспринят как "мама - самый близкий человек - бросила меня в трудной ситуации!".
...А потом психологи будут нам долго и умно рассказывать о нарушении базового доверия к миру и связанных с этим глубоких психологических проблемах....
В 2 года? Ну-ну... )))))
Удивляет то, откуда у нас взялась тема неадекватности полуторалетнего ребенка и дисбланса между его физиологией и психикой при условии его естественного развития. Тем же манером можно было бы "доказать" и пагубность влияния естественных родов на психику ребенка в противовес "нестрессовости" КС. Даже не смешно...
А с искусственниками, которых нереально оторвать от мамы, они знают, что делать?
В нашей группе такие есть - детки старше моей Ники на полгода-год. Каждое утреннее прощание с мамой это горе и минут 20 в раздевалке в горьких слезах у окна. Тогда как Ника с первого дня в саду пошлав группу даже не оглянувшись на меня. Поцеловала на прощание и пошла. Как будто так и надо.
Про жизнбь без подгузников у нас в другой теме. Известные мне сторонники "естественного развития" их вообще почти не используют, особенно после года.
При чем тут ГВ? По моим наблюдениям, при его наличии и с отучением от памперсов (кто их использует) сложностей намного меньше.
Мои сожаления. Как говорила моя знакомая, у нас страна троечников... :/
Собственно, моя цель в этой теме достигнута. Я хотела предоставить читающим альтернативную точку зрения. Информации я оставила предостаточно.
Думать каждый будет сам.
Добрый вечер. Прочитала этот пост - по-моему, это глубокий маразм. Смотрю на своего четырехлетнего сына и думаю: то ли Савка исключение из всех правил, то ли я чего-то не понимаю. Грудью кормились до 2 лет. Отлучились ествественным образом - постепенно он сам перестал сосать (т.е. инициативы к отлучению ни с моей стороны, ни с его не было).
В год ребенок находился на полном ГВ, словарный запас составлял порядка 60 слов, из которых он составлял простые предложения (3-4 слова). Дальше по месяцам точно не скажу, что конкретно когда научился делать, но совершенно точно он развивался быстрее большинства сверстников, к маме плакаться не бежал никогда, в общении со сверсниками прекрасно разбирался сам.
Сейчас ему 4... Встает на даче утром, варит пельмени. САМ. Завтракает, берет баночку и идет собирать колорадских жуков с картошки (тоже сам, никто не просит). По вечерам поливает огород - тоже по собственной инициативе.
Поставленная речь взрослого человека. Ни единой картавой буквы, активно использует длинные предложения, причастные и деепричастные обороты.
Одно из любимых занятий ребенка - сборка машин и кораблей из мелких лего (самостоятельно, по инструкции). Отлично знает и может рассказать, что у моей машины под капотом и как это работает, чем не раз поражал слесарей в автосервисах.
В компаниях детей на 2-3 года старше заводила всегда Савка. Дети, которые прилично его сстарше. подходят и говорят "мы будем это делать, если нам разрешит Савелий"...
Продолжать?..
А теперь объясните мне, где у нас вред от долгого грудного вскармливания? В чем он заключался для этого конкретного ребенка?
P.S. К сожалению, в сети сейчас бываю редко в связи с ремонтом. Но, если кому интересно, фотоотчет "замедленного развития" моего ребенка потом выложу.
UPD. Кстати, в два года дети в песочнице иргают рядом, а не вместе. И странно психологу этого не знать...