У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события
Кроме того , обучение в начальных классах так строится, что школьникам дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Результат - снижения успеваемости при переходе учащихся в основной школе. Одна из причин этого снижения - у младших школьников имеется потребность в дословном
запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно - логической памяти . Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В основной школе объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспризведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Вторая причина в том, что запоминание
ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. В результате ученик может воспроизвести текст лишь в том порядке и в тех словесных формулировках, в которых он был им заучен. Если какое-то звено в закрепившейся цепочке выпало, забылось, вся цепь слов рассыпается.
Забывание материала понятого, осмысленного идет значительно медленнее, чем бессмысленного. При бездумном восприятии материала забываются как существенные, так и второстепенные части заученного. В итоге ученик воспроизводит какие-то случайные фрагменты воспринятого. Так как ребенку с каждым годомприходится запоминать все больше и больше, необходимо формировать его логическую память. Логическая память является ВПФ и значит произвольна по способу регуляции.
Итак, память по модальности память бывает слухоречевой, зрительной и двигательной. Так же память делится на произвольную и непроизвольную ( это касается всех модальностей). . Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти . Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти , в частности слуховую, зрительную и двигательную.
целесообразно развивать как произвольное, логическое запоминание. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с воспроизведением. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам. Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана. Учителю в каждом конкретном случае нужно подсказывать младшим школьникам , каким образом разумнее заучивать тот или иной материал. 3 відвідувача подякували asana за цей допис
Итак, память по модальности память бывает слухоречевой, зрительной и двигательной. Так же память делится на произвольную и непроизвольную ( это касается всех модальностей). . Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти . Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти , в частности слуховую, зрительную и двигательную.
целесообразно развивать как произвольное, логическое запоминание. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с воспроизведением. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам. Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана..
Развитию памяти способствуют следующие виды работ и упражнения на диктанты, включая выборочный, свободный;
• игра “Живые слова”;
• веселые запоминалки;
• индивидуальные карточки с картинками;
• таблицы, алгоритмы;
• тренировочные “зарядки” над работой с предложением;
• русские народные скороговорки и чистоговорки;
• дидактические кроссворды;
• дидактические ребусы;
• задания “Послушаем звуки”;
• веселые стихи на уроках обучения грамоте;
• игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти ;
• дидактические сказки;
• памятки для обучающихся, учителей, родителей.
Кроме того, развитию памяти способствуют диктанты с предварительной подготовкой по учебнику. Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.
Проводятся они следующим образом:
1. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Взрослый записывает его на доске. Взрослый внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное.
2. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается ребенком .После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.
3. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.
4. Восстановленный диктант.Дети выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.
5. Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти , без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников .Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. 2 відвідувача подякували asana за цей допис
Если ребенок учится переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, то и речь его становится более ясной и более яркой. В этом заключается неумолимая заслуга сочетания трех важных видов памяти : зрительной, слуховой и двигательной. Достичь этого можно на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность, в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения.
Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее – по строкам книг, при этом понимая смысл и рисуя зрительные образы.
Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.
Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием “рассказывание руками”. При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.
Следует помнить, что рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, надо учить младших школьников систематически.
Если потребность в дословном
запоминании сохранилась во взрослом возрасте и запоминание
"ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения" со всеми последствиями в виде скорого забывания и воспроизведения в заданном порядке , что с этим можно сделать?
12 Янв 2011 23:06 inyouknowme писав(ла): Если потребность в дословном
запоминании сохранилась во взрослом возрасте и запоминание
"ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения" со всеми последствиями в виде скорого забывания и воспроизведения в заданном порядке , что с этим можно сделать?
зрелый возраст - это сколько?
и поясните , что Вы имеете в виду конкретно : человек вообще не запоминает по смыслу, а может только как попка повторять заученные фразы?
13 Янв 2011 09:36 asana писав(ла): зрелый возраст - это сколько?
и поясните , что Вы имеете в виду конкретно : человек вообще не запоминает по смыслу, а может только как попка повторять заученные фразы?
Возраст 30, запоминание и воспроизведение в опред. порядке и быстрое забывание. Речь об иностр. языке если что.
14 Янв 2011 08:34 inyouknowme писав(ла): Возраст 30, запоминание и воспроизведение в опред. порядке и быстрое забывание. Речь об иностр. языке если что.
я писала о детях и о родном языке)))).
хотя и в иностранном языке лучше , понимая общие грамматические закономерности, строить фразы , а не заучивать тексты наизусть.
Классика дело хорошее, а еще лучше использовать для запоминания различные мнемотехники или смешные ассоциации - это работает в том числе и для изучения иностранных языков у взрослых.
Легче всего запоминать через картинки, НЛП-исты скажут что 90% населения - визуалы, а это значит что легче всего информацию запоминать через образы.
Объем кратковременной памяти у среднестатистического человека 7 +/- 2. Вы можете самостоятельно проверить себя, какая у вас память.
Напишите 10 слов разных - почитайте их минуту и постарайтесь запомнить. Потом отложите листок и напишите все что вспомнили - результат колеблется от 5 до 7 запомненых слов стандартно.
Для того чтобы запомнить разнородные предметы , например, можно использовать такую технику, как создание яркой картинки.
Пример:
10 слов: солнце, кот, вата, ягоды, сумка, карандаш, диван, трава, телевизор, стол. Ну как запомнить и воспроизвести их все , а тем более быстро? Легко!
Создаем картинку:
светит солнце на ярко-зеленую траву . На траве лежит кот и играется с ватой , рядом с ним стоит сумка, наполненная ягодами. Мне срочно нужно записать телефон, я иду в комнату и беру на столе карандаш присаживаюсь на диван перед телевизором и записываю.
Можете проверить на себе - количество запоминаний зависит только от ваших регулярных тренировок, это как с зарядкой, только для мозга .
Для взрослых, не имеющих возможности записать что им нужно взять, например, подойдет "техника раскладывания по знакомой комнате" - то есть все что вы хотите взять сначало мысленно разложите по знакомой комнате, на столы, повесьте на крючок, возле зеркала, на пол и т.д., а потом выходя - собирайте все разложенные предметы
Это простые примеры - способов запоминания информации много и все же для детей, мне кажется лучше игровые. Мнемотехники вам в помощь