Тысячи книг по психологии написаны об одном и том же – как стать счастливым, как прожить свою, а не чужую жизнь, как перестать беспокоиться и начать жить и т.п.
Рекомедую еще одну книгу из той же серии.
В книге предлагается взглянуть на свою жизнь и выделить в ней зоны своей и чужой ответственности, своих и чужих желаний, своих и чужих эмоций, и т.п., иначе - своего "Я" и чужого "Не Я", и установить между этими зонами барьеры. Также даются механизмы и рекомендации по осознанию, установке и соблюдению барьеров.
Мне кажется, она хорошо подойдет для болевых черных сенсориков. Во всяком случае, именно после этой книги я смогла четко осознать границы своей ответственности, обязанностей, потребностей, желаний, на что я имею право, а на что нет. Подобное осознание, действительно, очень облегчает жизнь. По-новому взглянула на такую банальность как "принять другого человека таким как он есть" и наконец-то смогла для себя ее уяснить – оказывается это значит "не нарушать барьеры другого человека".
Книга написана протестантами, большинство примеров в книге – из жизни членов протестанстких церквей и общин. В книге огромное количество цитат из Библии и постоянно упоминание о Боге. Тем не менее, книга просто наполнена здравым смыслом и может оказаться очень полезной.
Что может показаться спорным:
Один из важных моментов в работе по установке барьеров, рекомендуемых в книге – это поиск поддержки во внешней силе и внешней структуре, способной поддержать человека в этой трудной работе. Такой силой авторы считают веру в Бога, молитвы, а структурой – церковную общину, центры психологической поддержки, т.е. такие собрания людей, где люди могли бы получать поддержку в случае неудач, делиться своими успехами и результатами внутренней работы над собой, изучать Библию, как руководство к действию и ориентир в этой работе.
Что можно предложить взамен этого светскому человеку, я не знаю. Исповедь вполне можно заменить посещением психолога, а вот в чем искать замену "внешней силе" (т.е. Богу), я не очень хорошо представляю. Светские психологи учат искать эту силу внутри себя, а в качестве ориентиров использовать свою совесть, однако я, как верующий человек, не могу с этим согласиться (могу обосновать почему именно, если кого-то заинтересует).
Еще смущает меня слишком слащавый конец, что, впрочем характерно для почти всех американских книг подобного рода, что-то типа "эта книга кардинальным образом изменила мою жизнь к лучшему".
Привожу несколько цитат из книги:
Благодаря барьерам мы точно знаем, где начинается и где заканчивается наша собственность. Это дает нам возможность должным образом заботиться о ней.
Идея заключается в том, чтобы барьеры были достаточно проницаемыми, чтобы совершался взаимообмен, и в то же время прочными, чтобы защищать от опасности.
Неспособность сказать «нет»… происходит по различным причинам:
из боязни задеть чувства другого человека;
из страха перед одиночеством;
из желания полностью зависеть от другого;
из страха перед гневом другого человека;
чтобы избежать наказания;
из-за чувства вины;
из-за нежелания создать впечатление плохого или эгоистичного человека;
из боязни повести себя не так, как полагается верующему человеку;
из страха перед собственной слишком суровой, осуждающей совестью.
в наших барьерах должны быть ворота. Нужно уметь пользоваться всеми радостями безопасных взаимоотношений и избегать разрушительных
Основная проблема не желающих слышать слово «нет» — в отличие от неспособных сказать слово «нет» — заключается в свойственной им тенденции перекладывать ответственность за свою жизнь на плечи других людей. Они прибегают к разнообразным способам, чтобы побудить окружающих нести бремя, которое Бог возложил на них, и только на них.
Формирование барьеров — процесс, длящийся непрерывно, всю жизнь. Тем не менее самая ответственная фаза этого процесса приходится на детские годы, когда закладываются основы характера человека.
Установление барьеров неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за свои решения и за последствия этих решений. Вполне возможно, что вы сами не позволяете себе принять решение или сделать выбор, результатами которого будете довольны.
Если мы любим и уважаем людей, которые говорят нам «нет», то и они в ответ станут любить и уважать наше «нет». Свобода порождает свободу.
мы были призваны к свободе, и результатом этой свободы становятся благодарность, щедрое сердце и любовь к другим. Если человек дарит от изобилия, то получает великую награду.
…
Сначала — свобода, а затем — служение. Если вы служите, чтобы избавиться от страха, то обречены на неудачу.
Духовная зрелость подразумевает цели более высокие, нежели «обретение себя».
Должным образом установленные барьеры на деле лишь увеличивают нашу способность заботиться о других. Люди с прочными барьерами — самые заботливые и внимательные люди на земле.
Некоторые люди смотрят на свои потребности как на нечто плохое и эгоистичное ли. в лучшем случае, как на роскошь. Другие по непонятным причинам воображают, что удовлетворять их потребности обязан Бог или окружающие.
— Я раньше не рассказывала вам об этих взаимоотношениях, хотя полагаю, мне следовало это сделать. У меня огромные проблемы с барьерами в отношениях с этой женщиной. Она слишком много ест, и у нее злой язык. На нее нельзя положиться, она то и дело меня подводит. В течение многих лет она разбазаривает мои деньги и не возвращает их.
— Почему вы не упоминали об этой женщине раньше?— спросил я.
— Потому что это я, — отвечала Сара.
Мы начинаем ограничивать в чем-то других, отказываемся от привычки принимать на себя непомерный груз ответственности и соглашаемся отвечать только за самое основное. Но как нам ограничить свое собственное поведение? Как говорит Поссум Пого, популярный герой карикатур Уолта Келли: «Мы встретили врага, и этот враг — мы сами».
28 Дек 2010 22:55 Anfisa писав(ла): Светские психологи учат искать эту силу внутри себя, а в качестве ориентиров использовать свою совесть, однако я, как верующий человек, не могу с этим согласиться (могу обосновать почему именно, если кого-то заинтересует).
Интересно. Почему нужно опираться на что-то во вне?
29 Дек 2010 04:18 oleup_2 писав(ла): Интересно. Почему нужно опираться на что-то во вне?
Потому что ресурсы самоподдержки ограничены. Потому что в сложных стрессовых ситуациях это становится особенно очевидно, и люди, которые не умеют запрашивать поддержку извне делают хуже себе только хуже.
Потому что человечество и филогенетически, и онтогенетически развивается на основе тесного взаимодействия и взаимопощи.
Потому что вращивание в социокультурную среду происходит путем интериоризации и иного пути нет. И вне социума человек не развивается собственно как человек.
Потому что в идеале у человека должен быть балланс самоподдержки и способность найти поддержку в окружающем мире. Не способность опираться на других ни в чем не меньшее нарушение, чем неспособность опираться на себя.
И это не правда , что светские психологи говорят, что силу нужно искать только в себе. Я человек неверущий, но согласиться с этим тоже не могу. 4 відвідувача подякували asana за цей допис
29 Дек 2010 08:25 asana писав(ла): Потому что ресурсы самоподдержки ограничены. Потому что в сложных стрессовых ситуациях это становится особенно очевидно, и люди, которые не умеют запрашивать поддержку извне делают хуже себе только хуже.
Потому что человечество и филогенетически, и онтогенетически развивается на основе тесного взаимодействия и взаимопощи.
Потому что вращивание в социокультурную среду происходит путем интериоризации и иного пути нет. И вне социума человек не развивается собственно как человек.
Потому что в идеале у человека должен быть балланс самоподдержки и способность найти поддержку в окружающем мире. Не способность опираться на других ни в чем не меньшее нарушение, чем неспособность опираться на себя.
И это не правда , что светские психологи говорят, что силу нужно искать только в себе. Я человек неверущий, но согласиться с этим тоже не могу.
Спасибо, Аня, а в чем именно нужно искать силу? Я так понимаю, что эта сила - это то, что принято называть смыслом жизни. В чем, например ты рекомендуешь искать эту силу?
29 Дек 2010 04:18 oleup_2 писав(ла): Интересно. Почему нужно опираться на что-то во вне?
С точки зрения верующего человека - потому что силы неравны. Потому что на человека кроме его собственных ошибок, кроме негативного влияния общества (это те вещи, с которыми можно бороться самостоятельно и с помощью поддержки самого общества - друзья, группа поддержки, семья) давит еще другая сила, имеется ввиду дьявольская сила, в виде постоянных искушений.. И с этой силой невозможно справиться без силы такого же уровня.
Это что-то вроде силы тяжести, которая бесконечно тянет человека вниз, и чтобы хотя бы оставаться на месте, а не просто идти вверх, человеку приходится прилагать очень много усилий. С точки зрения верующего человека без участия Бога эта работа невозможна. Где-то нужно искать точку опоры, потому что все другие точки - ненадежны и временны. 1 відвідувач подякували Anfisa за цей допис
29 Дек 2010 08:25 asana писав(ла): Потому что ресурсы самоподдержки ограничены. Потому что в сложных стрессовых ситуациях это становится особенно очевидно, и люди, которые не умеют запрашивать поддержку извне делают хуже себе только хуже.
Потому что человечество и филогенетически, и онтогенетически развивается на основе тесного взаимодействия и взаимопощи.
Потому что вращивание в социокультурную среду происходит путем интериоризации и иного пути нет. И вне социума человек не развивается собственно как человек.
Потому что в идеале у человека должен быть балланс самоподдержки и способность найти поддержку в окружающем мире. Не способность опираться на других ни в чем не меньшее нарушение, чем неспособность опираться на себя.
И это не правда , что светские психологи говорят, что силу нужно искать только в себе. Я человек неверущий, но согласиться с этим тоже не могу.
Аня, я еще уточню свой вопрос.
А где ты предлагаешь своим клиентам искать ориентиры "что такое хорошо и что такое плохо"? Как альтернатива Библии, которая предлагается в качестве ориентира в книге "Барьеры". Мне казалось , что психологи рекомендуют искать это в самом человеке, клиенте, т.е. что для него хорошо и что для него плохо.
В общественной морали искать эти ориентиры очень сложно. Особенно сейчас, когда эта "мораль" так плавает.
И на что опираться и где брать смысл "ради чего это все" в самые тяжелые минуты? Мне казалось, что психология рекомендует - в самом факте существования и в самом факте жизни человека.
Это все не так?
А то, что нужно искать поддержку у других людей, у тех же психологов, у друзей, находить других людей, которые могут оказать помощь в чем-то, стать временной опорой в трудные моменты, примером того, как у них получилось то, что не получается у тебя и т.п. В этом я с тобой полностью согласна и знаю, что психологи именно эту помощь имеют ввиду.
Я же говорила о поддержке боле высокого порядка, что-то вроде идеи, которая может поддержать, когда все другие виды помощи временно не доступны (бывает такое). Что ты как психолог предлагаешь своим клиентам? где им следует искать эту силу. Все-таки в себе?
29 Дек 2010 08:25 asana писав(ла): Потому что в идеале у человека должен быть балланс самоподдержки и способность найти поддержку в окружающем мире. Не способность опираться на других ни в чем не меньшее нарушение, чем неспособность опираться на себя.
Наверное. Но мне кажется Вы говорите о поддержке больше на внешнем уровне.
29 Дек 2010 09:35 Anfisa писав(ла): Я так понимаю, что эта сила - это то, что принято называть смыслом жизни.
Я же говорила о поддержке боле высокого порядка, что-то вроде идеи, которая может поддержать, когда все другие виды помощи временно не доступны (бывает такое)
опора, которая не может быть разрушена внешними обстоятельствами ни коим образом
Но, такая опора тоже может представляться как нечто внешнее по отношению к себе и как нечто неотделимое (в себе)
29 Дек 2010 09:35 Anfisa писав(ла): Аня, я еще уточню свой вопрос.
А где ты предлагаешь своим клиентам искать ориентиры "что такое хорошо и что такое плохо"? Как альтернатива Библии, которая предлагается в качестве ориентира в книге "Барьеры". Мне казалось , что психологи рекомендуют искать это в самом человеке, клиенте, т.е. что для него хорошо и что для него плохо.
В общественной морали искать эти ориентиры очень сложно. Особенно сейчас, когда эта "мораль" так плавает.
И на что опираться и где брать смысл "ради чего это все" в самые тяжелые минуты? Мне казалось, что психология рекомендует - в самом факте существования и в самом факте жизни человека.
Это так.
Есть на эту тему очень хорошая книга Франкла " Человек в поисках смысла". Франкл как никто другой имел право писать такую книгу. Человек прошедший Освенцим , выживший и оставшийся человеком в нечеловеческих условиях .
вот что он писал в предисловии к одному из первых изданий своей книги: " Я думал совсем не об этом, когда писал свою книгу в 1945 г. Я написал
ее залпом за девять дней, твердо решив опубликовать ее анонимно. И действительно, на обложке первого немецкого издания не было моего имени.
Однако перед публикацией я дал рукопись своим друзьям, и они настояли, чтобы я поставил его хотя бы на титульной странице. Но сначала она была написана с
абсолютной уверенностью, что, как анонимное произведение она никогда не принесет автору литературной славы. Я просто хотел донести до читателя на конкретном примере мысль о том, что у жизни есть потенциальный смысл в любых
условиях, даже самых горестных. И я надеялся, что раз примером служит такая экстремальная ситуация, как концлагерь, моя книга привлечет внимание. Я
чувствовал себя ответственным за то, чтобы описать все, через что я прошел; я надеялся, что это поможет людям, склонным впадать в отчаяние."
По Франклу , стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. В своей непосредственной работе с людьми, Франкл никогда не навязывал своего смысла жизни, он только помогал людям понять , в чем их смысл.
Люди , обращавшиеся к нему за помощью часто переживали такое после чего им не просто не хотелось жить , а было вроде и незачем жить. Многие из них потеряли семьи во время войны ( сам Франкл потерял свою семью в концлагере). Но что-то удерживало их от суицида , от последней черты, и на это Франкл обращал особое внимание - что именно удерживает каждого. Кого-то талант, кого-то любовь в природе, кого-то любовь в искусству, кого-то вера в Бога.
У каждого свой смысл , персональный. Но осознать его в сложной ситуации возможно только в контакте с чем-то или с кем-то. Я не исключаю возможности обращения к Богу в таких ситуацией , но это не единственная возможность .
...если про себя, то в свое время я осталась жить , потому что мне было интересно, какие я песни напишу в будущем. 3 відвідувача подякували asana за цей допис
29 Дек 2010 12:43 asana писав(ла): По Франклу , стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям.
Ага, спасибо. Ну, если это так, то тогда эта книга подойдет и для тех, кто не верит в Бога, а имеет мотивацию к жизни в чем-то другом. Просто нужно делать соответствующую поправку при чтении.
Потому что если не учитывать этот момент, то в остальном в книге очень много полезного и дельного (я имею ввиду для не верящих в Бога). 1 відвідувач подякували Anfisa за цей допис
29 Дек 2010 14:58 Anfisa писав(ла): Ага, спасибо. Ну, если это так, то тогда эта книга подойдет и для тех, кто не верит в Бога, а имеет мотивацию к жизни в чем-то другом. Просто нужно делать соответствующую поправку при чтении.
Потому что если не учитывать этот момент, то в остальном в книге очень много полезного и дельного (я имею ввиду для не верящих в Бога).
думаю, да.
Так же как и Франкл обычно хорошо читается верущими( в отличие от очень многих психологов).
Кстати, спасибо за тему. Я не стала отвечать про основы своего мировоззрения ( то, что понимается под словом ориентиры, потому что как-то не очень могла сформулировать ответ. А теперь могу
для меня нет плохо/хорошо. Но есть четкие ощущение, что в каждом человеке есть нечто ради чего именно ему стоит жить. Что-то свое , глубоко индивидуальное. Вот у меня это выходит где-то на уровне веры. Просто верю в это и все.
29 Дек 2010 15:21 asana писав(ла): думаю, да.
Так же как и Франкл обычно хорошо читается верущими( в отличие от очень многих психологов).
Кстати, спасибо за тему. Я не стала отвечать про основы своего мировоззрения ( то, что понимается под словом ориентиры, потому что как-то не очень могла сформулировать ответ. А теперь могу
для меня нет плохо/хорошо. Но есть четкие ощущение, что в каждом человеке есть нечто ради чего именно ему стоит жить. Что-то свое , глубоко индивидуальное. Вот у меня это выходит где-то на уровне веры. Просто верю в это и все.
А что ты скажешь о самой книге?
Смысл жизни и ориентиры - это не то, в чем суть книги, это "спорный момент" на котором я заострила внимание, потому что из-за него кто-то может отказаться принимать и главную идею книги.
29 Дек 2010 17:10 Dove писав(ла): "Барьеры" весят 34 метра... Это что, самоучитель в картинках? Ладно, к завтрему докачаю
Не может быть... архивчик 427 КВ всего... сейчас посмотрю, что за ссылку я дала, может что-то не то... Ой, извините, я сделала ошибку в ссылке. Исправила.
29 Дек 2010 18:19 Anfisa писав(ла): Не может быть... архивчик 427 КВ всего... сейчас посмотрю, что за ссылку я дала, может что-то не то... Ой, извините, я сделала ошибку в ссылке. Исправила.
Ничего, я с другого места качаю. Уже 83 % ))).
А вообще мне кажется, что пока жизнь как следует по башке не шарахнет, охранительные рефлексы на свои и не свои границы не появятся...у не-ЧС в смысле.
29 Дек 2010 16:07 Anfisa писав(ла): А что ты скажешь о самой книге?
Смысл жизни и ориентиры - это не то, в чем суть книги, это "спорный момент" на котором я заострила внимание, потому что из-за него кто-то может отказаться принимать и главную идею книги.
для того, чтобы что-то сказать , книгу нужно сначала прочесть. А я не умею так быстро читать. Озвученные тобою идеи книги мне в большинстве своем понятны и близки. Даже скажем так - естественны , я так и живу:-)
И бесспорны для меня.
29 Дек 2010 15:21 asana писав(ла): для меня нет плохо/хорошо. Но есть четкие ощущение, что в каждом человеке есть нечто ради чего именно ему стоит жить. Что-то свое , глубоко индивидуальное. Вот у меня это выходит где-то на уровне веры. Просто верю в это и все.