Важливо уже весна.
не успеешь оглянуться - и скоро каникулы. Время желанное не только для детей , но и для их родителей.
На каникулах очень многие родители впадают в одну из двух крайностей.
Они либо сажают ребенка за парту и заставляют его , как и в течении учебного года, заниматься математикой, русским и прочими дисциплинами. Либо считают, что летом " голова должна отдохнуть" и вообще не уделяют внимание интеллектуальному развитию ребенка.
В то же время обе крайности - на то и крайности, чтобы придерживаться середины.
в этой теме я буду постить разные игровые упражнения, достоинства которых прежде всего в том, что они не ассоциируются у ребенка с классической ситуацией обучения - парты, учебники, распорядок дня и пр.
Эти упражнения можно делать в любое время суток, не по часам , в любом положении, - сидя, лежа, стоя. Это упражнения интересны не только детям , но и взрослым. ну что, начну , пожалуй, с тех упражнений, которые можно делать и вдвоем с ребенком, и в любой компании.
" угадай словечки". Ребенку предлагается описать знакомый предмет( мяч, яблоко и пр) по схеме:
к какой группе предметов он относится?
какого цвета( каких цветов бывает_?
на что похож? от чего отличается?
какого размера ? формы? каков на ощупь?
из какого материала сделан?
где встречается?
для чего нужен человеку? что с ним можно сделать?
побеждает тот, кто описал предмет наиболее полно, удачно и узнаваемо.))))) Следующее упражнение :
ребенку предлагают назвать 5 предметов 1) красных( цвет любой) 2) маленьких( больших и пр)3)квадратных( форма любая) 4) сладких ( вкус любой) 5) пушистых( гладких и пр.
можно соревноваться Задания можно выполнять на слух и в письменном виде:
Кто быстрее и лучше составит определения.
а) блюдце - это...
б) масленка - это
в) груша - это
г) врач - это
д) шептать - это
е) рано - это
Главное - избегать однокоренных слов при описании.
кто быстрее и более точно опишет слов, тот победил)) 2 відвідувача подякували asana за цей допис
Важливо Все вышеописанные игры помогают развивать функцию называния.
Дело в том, что у нас же два полушария : названия ( слова) живут в одном - в левом полушарии, а образы предметов - в правом. У взрослых , в силу согласованной работы обоих полушарий, нет сложности с тем, чтобы соотнести образ и называние , у а детей( особенно с задержкой развития) есть.
В то же время отсутствие сложностей называния - основа развития словесно-логического мышления и речи ребенка, а значит основа - и становления произвольности деятельности.
Следующая серия упражнений способствует развитию всех свойств внимания и преодолению стереотипов. Эти упражнения хорошо делать на свежем воздухе. [" Зеваки" - дети идут по кругу. По сигналу( звонок, хлопок и пр) все останавливаются , делают три хлопка и поворачиваются в другую сторону. Потом можно ввести несколько условных сигналов : пример, хлопок - все поворачиваются и идут в другую сторону, звонок( или два хлопка) - все приседают и т.п.
Участник, который ошибся, выбывает из игры.
еще игра " Четыре стихии" - дети стоят в кругу.
Ведущий говорит : " Земля" - все приседают ( вариант - опускают руки вниз, впоследствии - и то, и другое),
" Вода" - руки вытягиваются вперед, показывают волны)
" Воздух" - руки вверх, встать на мысочки
" Огонь" - производят вращение в локтеваых суставах, поворачиваются кругом).
Игра тоже идет на выбывание.
ну и еще одна игра : она и внимание развивает, и называние.
" Рыба , птица, зверь" Ведущий врзаброс указывает на игрока , повторяя " рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь...." на ком он остановился, тот быстро ( счет 1-2-3) называет нужное слово". Если ребенок не ответил, пока ведущий считает до трех или если слова были уже названы в данной игре , ребенок выбывает из игры. Вариант " фрукт, овощ, цветок" и пр.
Важливо Мы любили играть в "интеллектуалку": ведущий загадывает слово и называет первую букву. Например, загадал слово "корова", говорит "первая буква - К". Остальные начинают отгадывать. Для этого задаются вопросы, но нужно спрашивать не в лоб, а описательно - типа "А это не пишущий предмет?". Ведущий должен ответить "Нет, это не карандаш". Если ведущий в панике не может вспомнить ни одного пишущего предмета на букву К, то он должен сказать следующую букву.
Это была одна из моих любимых детско-подростковых игр. В принципе, и взрослыми играем - в экспедиции, например.
У меня дети пока маленькие, мы со старшим играем в игру попроще. Выбирается тема. У сына любимая "Морские животные". Опять же один человек загадывает слово. Остальные задают вопросы, на которые можно ответить "да" и "нет". Например, "это млекопитающее?", "оно большое?", "оно живет на дне?" и т.д. В результате нужно догадаться, кого загадали.
В принципе, как вариант этой же игры - один человек закрывает глаза, другой прячет что-то из игрушек/предметов в комнате. Когда готово, второй начинает отгадывать, задавая наводящие вопросы, как в прошлом описании. Для нашей интуитской семейки, кстати, этот вариант оказался гораздо труднее абстрактных, потому что мало кто помнит, что в доме есть и какими свойствами отличается )))
Важливо еще один важный аспект в развитии ребенка - формирование представлений о причинно следственных отношениях. Представление о последовательности лучше начинать с событий и ситуаций, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Ребенку нужно объяснить почему яйцо может быть крутым или в смятку, почему пол может быть грязным или чистым, ноги - мокрыми или сухими и тп.
Полезно играть в игру " Почему так бывает?". Приведите пример, лед - появляется , когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка объяснить причину таких явлений, как мама взяла зонтик, листва облетает и пр.
Важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни.
очень интересная игра называется " время и антивремя".
каждый из участников описывает событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм. Сначала - правильно, а потом - задом наперед. Можно попросить это сделать не его самого , а другого участника.
и это , кстати, интересное психологическое упражнение.
попробуйте сделать это сами, выбрав для пересказа сложную незавершенную ситуацию. Эффект очень интересный. также очень полезно составлять рассказы по сюжетной картинке или по серии картинок. А потом - р-раз и поменять картинки местами! Цель - наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок( событий) коренным образом меняет ( вплоть до полного абсурда) сюжет. 1 відвідувач подякували asana за цей допис
Важливо Постоянные жалобы родителей - на невнимательность детей.
а с чего бы детям быть внимательными? с младшего школьного возраста внимание прочно ассоциируется у детей с рутиной и скукой.
и вот эти упражнения вызывают совсем другие ассоциации.
Прислушивание Участники игры рассаживаются полукругом. Ведущий хлопает в ладоши и дает разные задания - по прислушиванию ( что слышно в полукругу, что слышно в комнате, что слышно на улице, какие ощущения возникают в теле. На каждое прислушивание дается 2-3 минуты. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущением и к тому, что происходит извне. лучше на первых порах , если ведущим будет взрослый.
а вот еще - спрятанное слово. Тут можно играть и вдвоем. Каждый шифрует слова - прячет в тексте слова среди других букв. Так что можно шифровать и целые предложения.
вот например,
БЗКЛКИЕВУЛШОПКРАСИВЫЙЗОНОЧЕНТГОРОДПКС.
какое предложение я зашифровала?)))
Еще одно, теперь уже двигательное упражнение. Лучше выполнять на улице , у большой стены. " Скалолаз" - ребенок проходит вдоль свободной стены( скалы) , фиксируясь минимум тремя точками опоры и единовременно передвигая только одну руку или ногу. Тот кто отрывает или передвигает одновременно две конечности, считается сорвавшимся.
Звонкое слово.
Дети стоят в кругу, по очереди называя числа ( овощи, посуду и пр). Запретными являются числа например , содержащие цифру 5.
Или из овощей - огурец, из посуды - чашка.
Вместо этих слов нужно хлопнуть в ладоши.
Запретное движение
Ведущий показывает движения, дети повторяют. Но одно из движений ( пример, правая рука вверх)является запретным.
. Гонка за лидером
все сидят за стульями, расставленными полукругом. Двое, чьи позиции напротив друг друга, бегут, огибая стулья, " змейкой", вперед спиной, каждый старается догнать соперника. Через пять кругов определяется победитель. Им считается тот, кто догнал соперника. Тот , кто три раза задел стул, автоматически - проиграл
Еще упражнение со стульями.
Ставится стул и дается команда действовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз присесть, затем два раза обойти стул и два раза присесть и так до 10 раз. А затем в обратном порядке. Играющий должен обходить стул только в одном направлении, каждый вслух ведет отсчет.
усложненные варианты - обойти стул один раз , а присесть - два; или через раз менять движение на противоположное.
очень полезная игра для категории т.н. гиперактивных детей
Важливо В интеллектуальном развитии ребенка ведущее звено принадлежит развитию речи.
Задержка речевого развития, если вовремя не начать с ней работать, чревата и задержкой общего развития.
Функции речи многообразны : коммуникативная, смыслообразующая , обобщающая.
Произвольная регуляция деятельности изначально формируется как речевая регуляция - речь является , таким образом, основным регулятором поведения человека.
Уже в пять -шесть лет, занимаясь с детьми развитием речи, Вы параллельно развиваете навыки саморегуляции у ребенка.
Самая моя любимая игра на развитие речи : вместе сочиняем сказку. Кол-во участников игры - от 2 х человек и более.
Дети становятся в круг . Обычная считалочка определяет, кто начинает рассказывать сказку. Если играете в первый раз , то первым игру начинает взрослый.
Он говорит первое предложение сказки. Допустим : " В одном маленьком городе жила -была одна дружная семья".
Второй ребенок говорит второе предложение. И т.д. Нужно обращать внимание на то, чтобы получался именно связный рассказ-сказка.
если Вы играете с детьми постарше , то можно объяснить детям, что есть разные жанры повествования - комический, романтический, трагический, триллер и т.п. И дать следующее задание : ребенок не просто сочиняет предложение, но делает это в определенном выбранном жанре.
Кстати, можно играть и во взрослой компании - весьма интересно
Нельзя забывать и о двигательной активности. Ведь развитие двигательных способностей и моторики не только важно само по себе, но также способствует развитию произвольности.
С детьми от 5 до 7 лет.
" Игра в зоопарк".
Дети ходят изображая мишку ( на внешней стороне стопы), птенчика ( на мысках), уточку ( на пятках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также можно изобразить :
- неуклюжего пингвина ( на внутренней стороны стопы), двигаясь вперед;
- змею ( живот на полу, спина приподнята);
- аиста( двигаясь вперед и высоко поднимая ноги)
и пр.
Потом можно поиграть в игру : угадай какое животное. Один показывает, остальные - отгадывают.
" Аист и лягушка" Дети разбиваются на пары. Один изображает лягушку ( прыжки на четвереньках), другой - аиста. Аист ловит лягушку.
Совместная игра " Гусеница" Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги стоят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, затем - руки стоят, а ноги убегают.