Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Форум Помещик.com » Жіночий розділ Флуд дозволено » ловушки раннего развития

 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 
Автор

Тема: ловушки раннего развития


asana



Дописів: 283
Важливих: 18
Анкета
Лист
Важливо

Вступление.

История , с которой я хочу начать свой рассказ случилась давно - на первом году моей работы в школе. В апреле практически каждый день в наш центр образования приходили родители , желающие протестировать своего ребенка на готовность к школьному обучению.
…..Маме на вид было лет 40, а мальчик показался мне совсем крохотным. Я даже подумала, что они, вероятно, ошиблись и вместе того, чтобы зайти в здание сада, расположенное по соседству, вошли в здание школы.
Но нет, не ошиблись.
- я хочу протестировать своего ребенка на готовность к школьному обучению, - отчеканила мама.
- а сколько лет Вашему мальчику?, - осторожно поинтересовалась я.
- в мае будет 6!, - ответила мама.
То есть пять, подумала я.
- Да, и еще….я хочу , чтобы он сразу пошел во второй класс. В первом классе ему просто нечего делать!
Сказать, что я была удивлена – ничего сказать. Удивлена, и возмущена. Как-то сразу и по внешнему виду т по поведению ребенка, было видно, что в школу ему идти рано. Мне это было очевидно и без диагностики, но маме я ничего говорить не стало , интуитивно почувствовала, что слушать она меня не станет.
Мы вошли в основной кабинет, и малыш сразу кинулся не за стол, а к игрушкам.
- Перестать немедленно, - недовольно сказала мама, обращаясь к ребенку, и уже совсем другим голосом , обращаясь ко мне , добавила:
- Дело в том, что у нас просто нет таких игрушек дома. Вот он и набросился на эти…
- Каких таких, - спросила я.
- ну….бесполезных, - объяснила она, - у нас все игрушки – развивающие!, - произнесла она с гордостью.
…ну, да. А у нас куклы, машинки, солдатики, мягкие игрушки…
В общем, с трудом, но мне все-таки удалось усадить упирающегося малыша за парту. Правда, он продолжал коситься на игрушечную железную дорогу.

Через пять минут малыш заскучал, еще минут через семь вообще отказался выполнять задания. Было видно, что он злится на меня за то, что я вообще даю ему какие-то задания, когда вокруг столько всего интересного.

По всем показателям ( психофизиологическим , в том числе) выходило, что ребенок не готов к школьному обучению. О чем я и сообщила его маме.
- Я все понимаю, - перебила меня мама, - Но я хочу, чтобы его взяли сразу во второй класс! Он уже умеет считать и писать. Он пишет предложениями, он складывает в уме двухзначные числа. Вот смотрите.
И действительно, она раскрыла две тетрадки. Одну в клеточку, другую в линеечку. В обоих аккуратненько были выведены: складывающиеся двухзначные числа в первой, и диктанты во второй.
-Это все потому что дома мы не играем в неполезные игрушки, мы занимаемся и развиваемся.
- Мы?- уточнила я.
- Ну, да, - ответила мама явно задетая моим недоверием, - но это все Он. Это по его инициативе. Обычные игрушки не интересуют моего ребенка. Он – особенный.
Я бы может быть и поверила бы ей, если бы только что ни была свидетелем обратного.

Дальнейшие наши переговоры ни к чему не привели. Мама еще минут 20 уламывала меня не писать в заключении сакраментальную фраза : не готов к школьному обучению. Я говорила, что кроме всего прочего , ребенку будет сложно ужиться в классе, где все его на голову выше и года три 2-3 старше.
Я сдалась после маминых слов:
- ну не получится, значит заберу его из школы и переведу на домашнее обучение.
Я тогда подумала, что , в конце концов, это ее ребенок , и если она не забоится о своем сыне сама, то почему это должна делать я. Может быть, не работай я первый год в школе , я бы действовала настойчивее. А может и нет. Не знаю.

Итог печален. Мальчика взяли во второй класс. Во время уроков он ходил по кабинету и мешал заниматься другим ребятам. Истощался он быстро, материал не усваивал. На переменах его обижали ребята посильнее и постарше.
К 5му классу он стал устойчивым троечником. К 7 классу озлобился, и поскольку догнал своих сверстников, стал мстить за все унижения , которые претерпевал первые годы в школе. Он не только плохо учился, он был совершенно неуправляем .
После 9 класса он ушел из школы – учителя вздохнули с облегчением.

Каждый раз когда я слышу словосочетание « раннее развитие» я вспоминаю эту грустную историю.

Это преамбула.


3 відвідувача подякували asana за цей допис
 
16 Лют 2013 13:10
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

asana



Дописів: 285
Важливих: 18
Анкета
Лист
Важливо

мне понравилась и статья, и комментарии к ней.
Хочу еще добавить как нейропсихолог.
Существует некоторые закономерности развития и так называемые сензитивные периоды развития функций.
для каждой функции - свой сензитивный период развития.
Если в тот период, когда бурно зреет кора мозга в зонах связанных , к примеру, с моторикой, Вы бурно развивается логическое мышление, Вы не только даете ненужную нагрузку на несозревшие зоны, но и автоматически тормозите моторное развитие.
Даже больше. Функциональные системы развиваются в норме(!) в определенном порядке. И Вы рискуете нарушить нормальный порядок развития.
И превратить нормальный онтогенез в аномальный, даже в тех случаях, когда никаких изначальных предпосылок ( психофизилогических, нейропсихологических) для этого не было. А уж если они были, то риск увеличивается во много раз.
И последнее.
у родителей , увлеченных ранним развитием детей, мне всегда хочется спросить:
- Зачем это ВАМ? что Вы таким образом получаете для СЕБЯ? что компенсируете? чего избегаете?


2 відвідувача подякували asana за цей допис
 
17 Лют 2013 16:55
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

Oblachko


Дописів: 1
Анкета
Лист

Спасибо, хорошая статья. Только однобоко рассмотрено, передёрнуто, с негативного опыта. Уверена, есть и положительные стороны при адекватном подходе.
Я не являюсь сторонником именно РАННЕГО развития и неоднократно спорила с его сторонниками на эту тему. Однако убеждена, что частично описанные методики можно и нужно использовать для развития, если они не мешают просто детству и не занимают большую часть его. В частности, учила дочу читать в 5, 5 лет с использованием элементов методики Зайцева ( карточки со складами, картинки и подписи со складами, выделенными цветом ). Реально облегчают складывание букв в слова.
А зачем? Помочь доче хотела. Я первая выступала, когда при подготовке к школе учитель пугала, как сложно, и желательно бы УЖЕ уметь читать и складывать: "Мы учились в школе читать, а дети наши не смогут что ли?!". А потом сама поняла, что программа не та уже: читать реально не учат, "Букварь" галопом, каждый день новая буква+ в прописи. 4 части прописи за полгода. Программа забита массой общеразвивающей информации. Не знаю, как к этому относиться, но рада была, что помогала ей вовремя

 
17 Лют 2013 19:51
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

asana



Дописів: 286
Важливих: 20
Анкета
Лист

согласна с Вами, что проблема давно уже носит комплексный характер.
И уже не сами родители провоцируют эту гонку, но вся система образования.
С одной стороны, детей совсем не учат думать и рассуждать вслух. ( а зачем говорить , когда формы проверки - ГИА да ЕГЭ), с другой - интенсивно и невероятными темпами развивают навыки , уже в первом полугодии 1 класса( а в некоторых учреждениях и в саду). При этом пренебрегают развитием воображения, образного мышления, пространственных представлений.
То , что это как минимум не полезно , я знаю точно. Дело в том, что левое полушарие активно начинает развиваться в более позднем возрасте, чем правое. И именно правое полушарие " инициирует " развитие левого.


2 відвідувача подякували asana за цей допис
 
17 Лют 2013 20:05
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

madonna77


Дописів: 1
Анкета
Лист

Не вижу ничего плохого в системе Монтессори.Детей учат просто пересыпать, переливать, просеивать, закрывать и открывать, крутить , вертеть, подметать, вытирать и т.д..Бусины, разноцветные камушки и массу других предметов используют в обучении.Они пользуются несложными механизмами и катаются в гамаках. Очень хорошую музыку используют- детки поют и танцуют.Я вижу, что моя внучка хочет делать и уже умеет многое сама в 2.5 года. Она по возможности одевается и помогает старшим, она кормит птичек и хорошо танцует. Ее мнение уважают родители и считаются с ним. Родители прошли трениг "Радость воспитания"- им это очень помогает.

 
4 Бер 2013 21:16
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

asana



Дописів: 287
Важливих: 20
Анкета
Лист

4 Мар 2013 21:15 madonna77 писав(ла):
Не вижу ничего плохого в системе Монтессори.Детей учат просто пересыпать, переливать, просеивать, закрывать и открывать, крутить , вертеть, подметать, вытирать и т.д..Бусины, разноцветные камушки и массу других предметов используют в обучении.Они пользуются несложными механизмами и катаются в гамаках. Очень хорошую музыку используют- детки поют и танцуют.Я вижу, что моя внучка хочет делать и уже умеет многое сама в 2.5 года. Она по возможности одевается и помогает старшим, она кормит птичек и хорошо танцует. Ее мнение уважают родители и считаются с ним. Родители прошли трениг "Радость воспитания"- им это очень помогает.

Да я вроде нигде и не писала, что система Монтессори - плохая. Как и совершенно любая система она имеет свои минусы и плюсы, и объективные и субъективные.
Кроме того, 2.5 еще не тот возраст, когда стоит судить о результатах воспитания и развития . Цыплят по осени считают:-).
Что касается моего взгляда на эту систему, то она безусловно имеет право существовать , не менее, чем какая-либо другая система воспитания и развития. Что мне лично не нравится, так это то, что слишком большее внимание уделяется развитию моторики ( хотя, конечно, в настоящее время это безусловно компенсирует многочисленные системы , в которых преждевременно развиваются левополушарные функции), также мне не нравится упор на участие в коллективных процессах. Для ребенка такого типа каким была я, это категорически не подходящая система. Но таких детей и правда не много.
Зато мне нравится, что и в школах и в садах Монтессори взрослые озабочены тем, чтобы не вгонять ребенка в стресс ( вряд ли это возможно в принципе, но тут взрослые хотя бы стараются), чтобы воспитать трудолюбие и дисциплину не через страх наказания ( зы : по моим впечатлениям - все равно через чувства - вины и стыда, но хоть не через страх), эмпатию, практичность.

 
5 Бер 2013 11:50
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

15_belok



Дописів: 391
Важливих: 19
Анкета
Лист

Я считаю, в самих системах "раннего развития" нет ничего плохого - все косяки, как всегда, в головах родителей. Не только в этом причем... и даже не только касаемо детей. Пока ты воспринимаешь человека как личность, в которой каким-то образом сбалансированы стандартные параметры и уникальные свойства - можно применять всё что угодно и в любых количествах, лишь бы применялось к этой конкретной личности, а не к сферическому ребенку в вакууме. Тогда понимание этой личности и она сама будут определять, что и как адаптируется к этому конкретному случаю. А когда мотиватор - "реклама в буклете" ("вы получите такой-то результат, если будете следовать этой схеме)... попытка загнать человека в стандарт, заменяя оным собственную голову (плюс чутье, восприятие и все остальное, что туда прилагается) конечно до добра еще никого не довело. Можно даже получить результат из "рекламы в буклете"... вопрос в том, ценой чего. В общем, я за разумные подходы из любых систем, но против применения систем "as is". И за то, чтобы перед тем как что-то пускать в действие, пропускать сначала через себя, тестировать хотя бы головой. У меня с этим всё было просто - я просто читала, "правильные" вещи выделялись и запоминались как-то сами собой, потом где-то сколько-то времени переваривались и потом воплощались в жизнь "как свои". Какие и из каких систем - даже не скажу уже...
Короче, я - за, но с оговоркой, что никогда не надо искать волшебную таблетку - любая система может быть помощником, но не альтернативой собственной головы на плечах. ИМХО.

 
5 Бер 2013 12:18
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

asana



Дописів: 288
Важливих: 20
Анкета
Лист

5 Мар 2013 12:17 15_belok писав(ла):
Я считаю, в самих системах "раннего развития" нет ничего плохого - все косяки, как всегда, в головах родителей. Не только в этом причем... и даже не только касаемо детей. Пока ты воспринимаешь человека как личность, в которой каким-то образом сбалансированы стандартные параметры и уникальные свойства - можно применять всё что угодно и в любых количествах, лишь бы применялось к этой конкретной личности, а не к сферическому ребенку в вакууме. Тогда понимание этой личности и она сама будут определять, что и как адаптируется к этому конкретному случаю. А когда мотиватор - "реклама в буклете" ("вы получите такой-то результат, если будете следовать этой схеме)... попытка загнать человека в стандарт, заменяя оным собственную голову (плюс чутье, восприятие и все остальное, что туда прилагается) конечно до добра еще никого не довело. Можно даже получить результат из "рекламы в буклете"... вопрос в том, ценой чего. В общем, я за разумные подходы из любых систем, но против применения систем "as is". И за то, чтобы перед тем как что-то пускать в действие, пропускать сначала через себя, тестировать хотя бы головой. У меня с этим всё было просто - я просто читала, "правильные" вещи выделялись и запоминались как-то сами собой, потом где-то сколько-то времени переваривались и потом воплощались в жизнь "как свои". Какие и из каких систем - даже не скажу уже...
Короче, я - за, но с оговоркой, что никогда не надо искать волшебную таблетку - любая система может быть помощником, но не альтернативой собственной головы на плечах. ИМХО.

угу) поэтому Гексли можно рекомендовать любую систему воспитания и развития. Все равно она не станет той самой костной системой, которая ограничивает и давит.
Да вот только не все Гексли

 
5 Бер 2013 12:20
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

15_belok



Дописів: 392
Важливих: 19
Анкета
Лист

5 Мар 2013 12:19 asana писав(ла):
угу) поэтому Гексли можно рекомендовать любую систему воспитания и развития. Все равно она не станет той самой костной системой, которая ограничивает и давит.
Да вот только не все Гексли


М-м... мне кажется, тут дело не только в ТИМе все-таки. Я думаю, даже самый распоследний рац-логик без труда способен понять, что мир шире, чем любая даже самая симпатичная ему система... и выстроит свою с ее участием ) Если он - мыслит. А если нет, то не важно, какой у человека ТИМ - все равно тенденции, чтобы кто-то всё придумал и решил за него - будут превалировать, со всеми вытекающими.


 
5 Бер 2013 12:52
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

madonna77


Дописів: 2
Анкета
Лист

Бузусловно, рано, Никто и не считает цыплят.Главное все-таки уважать ребенка и понять что ему нужно. Девочка так любила с рождения все трогать и ощупывать пальчиками (я вырастила 2 и такого не было) так это ей пока и подходит..Я занимаюсь с мальчиком дошкольной подготовкой( 6 лет) и не понимаю что с современными методиками воспитатели делают в дет. саду. Явно не работают как положено. Абсолютно невнимательный, рассеянный, ничего не читали ему( всем в семье некогда). Теперь надежда на репетиторство, т.к. видно, сам ничего не осилит в школе.С другим заниаюсь английским, .Зачем отдавать в школу с углубленным изучением 2 языков, если нет к этому данных. Папа хочет его возить за границу ( папе лет 55, маме 24). Многие живут полудреме, к сожалению...

 
5 Бер 2013 18:07
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 
 

asana



Дописів: 289
Важливих: 20
Анкета
Лист

5 Мар 2013 18:06 madonna77 писав(ла):
Бузусловно, рано, Никто и не считает цыплят.Главное все-таки уважать ребенка и понять что ему нужно. Девочка так любила с рождения все трогать и ощупывать пальчиками (я вырастила 2 и такого не было) так это ей пока и подходит..Я занимаюсь с мальчиком дошкольной подготовкой( 6 лет) и не понимаю что с современными методиками воспитатели делают в дет. саду. Явно не работают как положено. Абсолютно невнимательный, рассеянный, ничего не читали ему( всем в семье некогда). Теперь надежда на репетиторство, т.к. видно, сам ничего не осилит в школе.С другим заниаюсь английским, .Зачем отдавать в школу с углубленным изучением 2 языков, если нет к этому данных. Папа хочет его возить за границу ( папе лет 55, маме 24). Многие живут полудреме, к сожалению...

Приятно читать маму, которая внимательно относится к своему ребенку Все верно поняли , я это и имела в виду - я мечтатель от природы . Хорошо, что и мои родители тоже меня не грузили тем, что мне никогда не нравилось - моторными занятиями, а разговаривали со мной, пели, читали книжки...
5 Мар 2013 12:52 15_belok писав(ла):
М-м... мне кажется, тут дело не только в ТИМе все-таки. Я думаю, даже самый распоследний рац-логик без труда способен понять, что мир шире, чем любая даже самая симпатичная ему система... и выстроит свою с ее участием ) Если он - мыслит. А если нет, то не важно, какой у человека ТИМ - все равно тенденции, чтобы кто-то всё придумал и решил за него - будут превалировать, со всеми вытекающими.


К сожалению, Лена, не могу с тобой согласиться. Редко вижу таких вот адекватных родителей ( независимо от их ТИМа).

 
5 Бер 2013 19:09
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

15_belok



Дописів: 397
Важливих: 19
Анкета
Лист

5 Мар 2013 18:06 madonna77 писав(ла):
Я занимаюсь с мальчиком дошкольной подготовкой( 6 лет) и не понимаю что с современными методиками воспитатели делают в дет. саду. Явно не работают как положено. Абсолютно невнимательный, рассеянный, ничего не читали ему( всем в семье некогда). Теперь надежда на репетиторство, т.к. видно, сам ничего не осилит в школе.


Вы встречали только одного такого ребенка? Мне кажется, в любой школе едва ли не на каждых пятерых первоклашек приходится по одному такому. И моя такая (хотя ей в семье читали и читают... внешнего толку мало, она все равно или не слушает, или слушает как-то очень по-своему). И я думаю, тут вообще довольно мало зависит от методик, которые используются в детсаду. И даже от родителей зависит не всё, если ребенок сам по себе такой, какой есть. И да, в школе действительно таким детям трудно (хотя, с другой стороны, покажите мне хоть одного современного ребенка, которому в современной школе легко). А ведь кроме вот таких "мечтательных" есть и аутичные, и гиперактивные... и что сложнее - еще ба-альшой вопрос. А я по первым полутора месяцам опыта мамы первоклашки пришла к итогу, что с моим ребенком как раз всё сравнительно нормально, а настоящие проблемы - в образовательной системе. Мы правы, а мир ошибается, да Поменяли стандартную образовательную систему на подходящую нам и проблема решилась моментально сама собой. Наши теперешние педагоги замечательно понимают, какие особенности бывают у детей и как с ними работать, чтобы и ребенок учился, и над психикой его никакого насилия не совершалось.
Так что касаемо методик - хоть в садах, хоть где - глубоко убеждена, что без настоящего понимания самих детей детей любая методика, хоть идеально точно выполняемая, никакого проку иметь не будет.
5 Мар 2013 19:09 asana писав(ла):
К сожалению, Лена, не могу с тобой согласиться. Редко вижу таких вот адекватных родителей ( независимо от их ТИМа).


Я вижу часто Впрочем, подозреваю, по понятным причинам у нас с тобой немножко разная выборка... ))

1 відвідувач подякували 15_belok за цей допис
 
5 Бер 2013 22:16
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

madonna77


Дописів: 3
Анкета
Лист

Я встречала массу разных детей, когда работала в школе (давно). Вы правы, программы сейчас сложные и надо выбрать подходящую именно для своего ребенка.
Недавно я занималась с очень способной девочкой, схватывающей все на лету, но родители занимаются только работой, а она из-за этого, бедненькая болела по 2 раза в месяц, в 1 классе падала в обмороки. Родители требуют только 5- ки.(за нее могут поощрить материально)-процесс обучения и самостоятельность их мало интересуют.Девочка гиперактивна, но они не хотят видеть причину в себе
Большое спасибо, девочки, за общение и с праздником! Любви, прекрасного настроения и счастья в семьях, успехов в работе.

 
8 Бер 2013 20:14
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 
Зараз у темі:
 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 

Форум Помещик.com » Жіночий розділ Флуд дозволено » ловушки раннего развития

Форма для швидкої відповіді


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 21 Лис 2024 16:53




© 2009-2024 Віталій і Валерія Воробйови. Адміністратор