Помещик.com

Главная  Карта сайта

Сплав по Десне (Чернигов - Остер)

Виталий Воробьев

06.07
Сегодня получил ранее заказанную стойку к тенту-палатке для лодки, которую мы потеряли на Роси. Но вчера была очень грустная новость: "В р.Остер слили какие-то химикаты, и там экологическая катастрофа". А Остер впадает в Десну посередине нашего маршрута. Я планировал сплавиться по Десне от Чернигова до Киева, но теперь маршрут придется сократить в 2 раза и перед Остром возвращаться домой.

Поскольку берега Десны песчаные, я решил не брать с собой много питьевой воды, как при сплаве по Роси, а взять с собой насос для воды.

12.07
Заехал в соседний райцентр (Кагарлык) и нашел походящее нам такси. В обычную легковушку мы с вещами не поместимся - нужен "универсал". В нашем райцентре (Ракитное) услуги такси стоят в 2 раза дороже, а ехать нам далеко.

13.07
В 11.00 приехало такси. Ехали 3 часа (от нас до Чернигова 230 км). Не доезжая до Чернигова возле с.Колычивка свернули с трассы и подъехали к Десне. Перенос вещей, сборка и загрузка лодки заняла 45 минут. Начали сплав по Десне в 15.00. Дул сильный встречный ветер, течение было слабым, и идти на веслах было тяжело. Даже при спущенном тенте нас сдувало против течения. На одном участке сделали остановку на час, чтобы переждать, пока ветер стихнет. Остановились на ночлег в 18.00. Рыбачили, готовили ужин. Место рыбное: я поймал несколько рыбешек, а рыбак на противоположном берегу тягал мелочевку одну за другой. Грунт глинистый, метр до воды - размокшая глина, по которой тяжело перемещаться. Ранее я бывал на Десне в разных местах, и везде берег был песчаный. Мы брали с собой насос для воды, устанавливали его на берегу, и проблем с питьевой водой не было. Но здесь нельзя было им пользоваться, т.к. грунт глинистый.

Перенесли вещи к воде. Юнга накачивает лодку

Юнга сел на весла

Остановились на ночевку. Юнга забрасывает спиннинг
Остановились на ночевку. Юнга забрасывает спининг

Ночь была тяжелой. Палатка неплотно прилегала к лодке, и изо всех щелей лезли комары. Мы намазались кремом от комаров, он помог, но комары жужжали у лица и кусали за незащищенные места. Несколько раз мы их полностью истребляли, но через некоторое время их опять собиралось много. Когда мы сплавлялись по Роси такой проблемы не было - мы прибили в палатке парочку комаров, и они нас не беспокоили, иначе бы мы подготовились к этому.

14.07
Поднялись рано и рыбачили. Отправились в 10.30. Судя по карте (2002 года), перед мостом на правом берегу должен быть залив с пристанью и подходом к селу. В 14.00 остановились под мостом возле Шестовицы, а залива так и не было. Я сходил в село за водой и продуктами. От моста до магазинов в Шестовице - 3 км. Ветер встречный, мы лавируем между берегами так, чтобы по возможности спрятаться от ветра. Мы постоянно гребем, т.к. очень хочется найти песчаный пляж, где можно покупаться и набрать насосом воды. После моста русло стало шире, а течение слабее - около 1 км/ч. Юнге очень нравится, когда волны от ветра и моторных лодок раскачивают лодку.

Подходим к мосту возле с.Шестовица

В наших краях (Ракитнянский район Киевской области) местность овражистая, холмистая, уровень грунтовых вод 10-20 и более метров, поэтому все села расположены вдоль рек. Типичная схема села: две большие улицы с двух сторон реки, тянущиеся на все село, и несколько, примыкающих к ним, мелких улиц. Возле Десны местность равнинная, до грунтовых вод максимум 3-4 метра, и села, стоящие на берегу, встречаются редко. К тому же люди старались не селиться близко к Десне, т.к. весной она сильно разливается и часто меняет русло. В наших краях грунт глинистый, реке, например, Роси, трудно размыть глину и проложить новое русло. А здесь грунт, в основном, песчаный, и Десна постоянно подмывает берега и меняет русло. А может люди и селились возле Десны, просто русло ушло в сторону от сел.

Ночь прошла также как и предыдущая, с той разницей, что я постарался заткнуть все щели (не очень успешно), и мы меньше устраивали облав на комаров.

Остановились для ночлега

15.07
Поднялись, позавтракали, порыбачили. Вышли в 8.00. Ветер встречный, но не такой сильный как первые 2 дня.

Между селами Друцкое и Ладынка нашли первый песчаный пляж. Покупались, набрали насосом воды.

Глубоко, поэтому юнга купается в спасательном жилете

Десна между Друцким и Ладынкой

Набираю воду насосом. Этот насос сделал мой отец в 1980-м году

Возле с.Ладынка несколько турбаз - домики. Я сходил в Ладынку за продуктами. Дорога к селу начинается за 700 м до первой турбазы. До села от берега 1,5 км. На одной турбазе я набрал воды, т.к. вода, которую я набрал насосом, - мутная. Возле последней турбазы песчаный пляж с мелким дном и насыпным песком.

После Ладынки берега пошли, в основном, песчаные. Течение стало быстрее, до -3-4 км/ч под крутым берегом. На поворотах, а из них состоит почти все русло, берег, стоящий на внешней дуге - крутой, его подмывает, течение под ним максимальное. Берег, стоящий на внутренней дуге поворота, пологий, как правило, заросший, течение под ним слабое.

Нашли хорошее место для ночлега - песчаный пляж, нормальный подход к берегу. Покупались, порыбачили, поужинали. Комаров ночью было значительно меньше, возможно из-за того, что рядом в воде не было травы, а над нами в обрыве множество ласточкиных гнезд, но все равно их было много.

Остановились на ночлег. Варю кашу

16.07
Поднялись в 8.00. Порыбачили, позавтракали. Сначала река текла на северо-запад, ветер был сильный и встречный, потом направление русла поменялось на 1800, мы развернули боковую часть палатки как парус, развернули лодку боком, и, ловя попутный ветер, шли почти не гребя. К вечеру я научился управлять двумя веслами так, что при более-менее попутном ветре мы шли существенно быстрее течения. Передним веслом я как швертом задавал направление движения, а задним - положение лодки.

Ветер в парусе

Остановились на ночлег в 18.00. Набрали насосом воды. Вода была мутной. Комаров ночью опять было много.

17.07
Поднялись в 8.00. Вода, которую набрали вчера насосом отстоялась и стала прозрачной, на дне осела глина. Позавтракали, порыбачили. Отчалили в 11.00.

Слева показался берег, укрепленный камнями, за ним - плохо заметно с.Надиновка. Я сходил в село за продуктами и набрал воды.

Примерно через 3 км после Надиновки справа показалась церковь и вышка сотовой связи. Я слегка озадачился, т.к. следующее село Максим должно быть не скоро, а другого села на карте нет.

В 18.00 остановились на ночлег. Рыбачили, готовили ужин. Комаров опять было очень много. Мы мазались кремом 3 раза за ночь.

В Десне много затопленных деревьев, которые подмыла река
В Десне много затопленных деревьев, которые подмыла река ...

... но самые опасные - вот такие, которые еще неделю-две назад были на несколько сантиметров под водой

18.07
Я рано встал и рыбачил. Потом начался дождь с грозой, а я лег спать. Позавтракали, порыбачили и в 13.10 отчалили. Через пару километров на правом берегу показался пологий песчаный пляж с отмелью. Причалили. Русло в этом месте было узким, течение сильным, поэтому дно было не заросшим, а приятным песчаным. Первое хорошее место для купания. Мы решили здесь задержаться. Ночью дул сильный ветер и комаров почти не было.

С правой стороны берег крутой, река глубокая, с другой стороны берег пологий и дно мелкое

19.07
Вышли в 11.30. Вскоре показалось с.Максим, та церковь и вышка, что мы видели, была таки его. Я зашел в село купить продуктов. За Максимом был песчаный остров, на котором мы сделали остановку, чтобы покупаться и перекусить.

Десна возле с.Максим

Остров ниже Максима

34 года назад на этом месте мы с семьей стояли палаткой
34 года назад на этом месте мы с семьей стояли палаткой. С того момента берег сильно зарос травой. Мне тогда было ровно столько лет, сколько сейчас юнге

Потом проходили с.Соколовку. Она хорошо просматривается с реки. После Соколовки не стало песчаных обрывистых берегов. Грунт на берегах глинистый, берега заросшие. Все время шли под парусом. Только на двух участках был встречный ветер, и мы шли на веслах.

Соколовка хорошо видна с реки

Заночевали на острове, с двух сторон которого отмели и сильное течение. Дно чистое песчаное. Набрали насосом воды, вода не такая мутная как ранее. Ночью дул небольшой ветер, и комаров было мало.

Остановились на ночлег

20.07
Проснулись в 8.00. Удивительно, но вода, которую мы вчера набрали насосом, стала еще мутнее. Позавтракали, порыбачили. Я поймал на блесну окуня на 200 грамм, и мы решили тут задержаться.

Поймал окуня

Отплыли в 13.00. Ветер немного переменился, и половину пути идем на веслах. В 14.00 подошли к Моровску. На карте он выглядит как стоящий на берегу, а с берега его совершенно не видно. Моровск заканчивается до ЛЭП. В Моровске я купил продуктов и набрал воды.

За Моровском на левом берегу хороший песчаный пляж с мелким чистым дном.

Блесню на отмели

База отдыха под Моровском

В 18.00 остановились на ночлег на маленьком песчаном острове возле правого берега. Готовили ужин, рыбачили. Завтра на целый день обещают дождь и сильный встречный ветер, поэтому завтра мы решили сделать дневку. До Остра осталось 1-1,5 дня ходу.

21.07
Самый холодный день нашего путешествия. Целый день идет дождь. Сидим в палатке: книга, шашки, шахматы, домино, вытираю воду, которая протекает через палатку. Оказывается, палатка протекает. В 2-х местах скапливается вода, и в этих местах капает с потолка. Также капает с мест, где пришиты ремни. Хотя когда был ливень - не капало. Набрал насосом воды. Ночью был ветер, и комаров было мало.

Готовлю завтрак под дождем

22.07
Поднялись в 8.00. Позавтракали, порыбачили. Вода, которую набирали вчера насосом, за ночь помутнела. Я таки понял, что если набирать воду на размываемом берегу, она отстаивается и становится прозрачной, а если набирать воду на намытом берегу, то она вначале значительно менее мутная, чем в первом варианте, но со временем почему-то мутнеет. Я пробовал оба варианта по два раза.

Вышли в 10.40. В 13.00 обнаружили на левом берегу хороший песчаный пляж с мелким чистым дном. Остановились перекусить. Купаться было холодно. За пляжем параллельно реке был залив, в котором ходили косяки красноперки. Я забросил удочку и вскоре вытянул густеру на 100 грамм. Мы решили задержаться и к вечеру наловили около килограмма мелочи: красноперка, густера, окунь, верховодка. Возле берега часто сбрасывался хищник. Мы блеснили и ставили "на живца".

Пляж, за  которым залив с рыбой
Пляж, за  которым залив с рыбой

Вид с другой стороны

Юнга поймал красноперку

23.07
Мы решили здесь задержаться. До Остра остается полдня ходу, а тут рыбное место и хорошо купаться. У нас закончились продукты и вода. Где-то рядом должно было быть село Билыки, но нигде не было видно выходов на берег. Мы переплыли протоку (20 м), я сошел на берег, а юнга пошел на лодке обратно на пляж. Я пробирался через заросли ежевики вглубь, пытаясь найти тропинку. Добрался до длинного озера, старого русла, параллельного руслу Десны, и понял, что обойти его будет невозможно: тропинок не было, а через заросли пробираться очень затруднительно. Я вернулся на берег, и юнга меня подобрал.

Мы запросили Центр наши координаты и наводку к ближайшей дороге. Но пеленг Киевстара выдал какую-то ахинею: точку, где мы никак не могли находиться. Мы собрали вещи и пошли вниз по реке. Через километр мы заметили на левом берегу машину, причалили, спросили дорогу. Я сходил в село Билыки, набрал воды. До села было 2,5 км. Магазин (единственный) не работал. Удивительно, но во всех селах, в которые я заходил: Дыбинцы (на Роси), Шестовица, Ладинка, Максим, Моровск было по 2 магазина. Не 1, 3,4,5, а именно 2.

Теперь нам нужно вернуться на наш пляж, а течение сильное, и ветер встречный - подняться на веслах нереально. Мы переплыли на другой берег, там мелко и течение слабее. Протянули лодку против течения до места напротив нашего пляжа и переплыли Десну. Мы добрались до своего пляжа, сварили обед (у нас был запас крупы), купались, рыбачили. Клев сегодня был значительно слабее, чем вчера.

Тяну лодку против течения, а юнга отгребает от берега

24.07
Поднялись в 7.00. Порыбачили, позавтракали. Я поймал щуку 52 см. Вышли в 11.30. Ветер был, преимущественно попутный, но слабый. Большую часть пути шли на веслах. В 15.00 были возле моста в Остре. (Я решил выходить с воды возле моста, чтобы иногороднему таксисту было легче нас найти, хотя под мостом разбитая грунтовка, а на левом берегу в Остре много асфальтированных подъездов к реке и лучше было выйти по ним.) Вызвали такси (из Кагарлыка). Подняли и разобрали лодку. В 20.30 были дома.

Поймал щуку

Мост возле Остра

15.08.2016 г.

Обсудить эту тему, задать вопрос автору   Комментариев: 3

Все статьи по теме:

Парус на надувной лодке

Фоторепортаж об изготовлении своими руками парусного вооружения для надувной ПВХ лодки. Читать далее »

Сплав по Роси

Сплав по Десне (Чернигов - Остер)

Мы запросили Центр наши координаты и наводку к ближайшей дороге. Но пеленг Киевстара выдал какую-то ахинею. Читать далее »

С чего начинается путешествие? С обнимашек под "Прощанье славянки"? С команды "Отдать швартовы"? Нет ... Читать далее »